01-02-20 / 2020
Новости отрасли
Проект признали неуправляемым

Контролирующие органы Латвии заинтересовались долгостроем Государственный контроль Латвии (ГКЛ) провел аудит работы республиканского Министерства сообщения и "Европейской железнодорожной линии" (EDzL) по реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica и признал ее неэффективной. Основные претензии ревизоров – отставание от графика, отсутствие финансовой дисциплины и неуправляемый рост затрат.

ГКЛ, как коллегиальное учреждение, работает в Латвии с 2002 года и занимается аудитом расходования средств государственных, муниципальных бюджетов, а также поступающих из Евросоюза в компании с государственным участием.

Проверку деятельности министерства и EDzL в период с 2014 по 2019 год Госконтроль начал в 2019 году и сейчас обнародовал результаты аудита. По общей оценке члена Совета ГКЛ Инесе Кальване, проект задерживается, есть вероятность перерасхода бюджета, нет эффективного управления, а потому возникают риски, что к 2026 году магистраль Rail Baltica не будет завершена.

Как выяснили контролеры, за первые пять лет реализации проекта использовано всего 24% средств, запланированных на финансирование в этот период. Из 800 млн евро, выделенных Латвии, EDzL выполнила работы только на 300 млн евро. Как следствие, произошел сбой графика работ. В частности, из-за несвоевременной разработки технических проектов для строительства центрального железнодорожного узла в Риге, станции в Рижском аэропорту и центральной части магистрали сроки продлены на два – четыре года.

Кроме того, не разработана стратегия EDzL для реализации проекта, а в Министерстве сообщения не хватает ответственных за него чиновников, поэтому отсутствует контроль над расходованием средств. До 2016 года их не было вообще, затем передали контроль за Rail Baltica одному человеку и только в декабре 2018 года создали отдельную целевую структуру из четырех исполнителей. Однако созданные ведомством координационные советы и рабочие группы за пять лет ни разу не встречались для обсуждения реализации проекта.

Также очень неспешно отчуждаются объекты недвижимости под строительство магистрали и нет никакого взаимодействия с местными самоуправлениями, чтобы этот процесс ускорить. В конце 2019 года по плану нужно было экспроприировать 123 объекта недвижимости, в результате оказалось, что ни одного. Для сравнения, соседняя Литва уже провела отчуждение всех необходимых объектов для своего участка.

"Столь серьезные отклонения от запланированных сроков говорят об амбициозных обязательствах, взятых ранее, без реальной готовности управлять проектом. Строительство Rail Baltica является серьезным испытанием для всех трех участвующих стран, но не хотелось бы, чтобы Латвия была самым слабым звеном в его реализации", – говорит государственный контролер Элита Круминя.

К примеру, из-за отсутствия предварительного планирования в условия договоров о финансировании Европейского исполнительного агентства инноваций и сетей (CEF) постфактум вносятся изменения по затратам, то есть стоимость крупных закупок существенно возрастает. В то же время министерство не раскрывает данные, насколько выходит дороже, и ссылается на то, что общие затраты на реализацию проекта будут уточнены после окончания проектных работ в 2022 году, отмечают в ГКЛ.

Результаты аудита Госконтроль передаст в кабинет министров Латвии с предложением создать надзорный орган за реализацией стратегически важных для страны проектов.

В то же время председатель правления EDzL Каспарс Вингрис в ответ на претензии аудиторов в качестве оправдания сообщил, что все это время первоочередное внимание уделялось финансированию строительства, поэтому остальные вопросы ушли на второй план. Но пообещал в ближайшем будущем начать работу над интегрированной системой управления рисками во всех трех странах, то есть на уровне совместного предприятия железных дорог RB Rail.

Как ранее писал "Гудок", в конце декабря 2019 года Госконтроль Эстонии также опубликовал результаты аудита проекта Rail Baltica.

Основной вывод ревизоров: построить необходимую инфраструктуру к 2026 году не успеют. Отставание составит от двух до пяти лет, будут перенесены сроки строительства пассажирских железнодорожных терминалов в Пярну и Юлемисте.

А в первых числах января 2020 года высшие ревизионные учреждения Литвы, Латвии и Эстонии также обнародовали результаты своей проверки. Они неутешительны, так как кроме перерасхода средств есть риск срыва графиков. В частности, прогнозные расходы уже увеличились на 31,7 млн евро, или на 13,9%, по сравнению с бюджетом, согласованным в трех соглашениях о финансировании, заключенных с Европейским союзом. Основная причина, которая ставит под сомнение успешность завершения проекта, это отсутствие координации между Балтийскими государствами. К примеру, его бенефициары – министерства транспорта не разработали эффективного механизма для выхода из тупиковых ситуаций и не могут прийти к единому решению о сроках ввода в эксплуатацию транспортных объектов магистрали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152001.02.2020