16-01-12 / 2012
Новости отрасли
Проект положения о деятельности операторов нуждается в доработке

Георгий Давыдов, президент национальной ассоциации транспортников, д.э.н., профессор: Проект постановления правительства РФ, которым утверждается "положение об основах правового регулирования деятельность операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов", по мнению национальной ассоциации транспортников (НАТР), нуждается в сужественной доработке. Ассоциация уже направила в министерство транспорта свои предложения по данному вопросу.

Замечаний и предложений, которые мы направили в Минтранс, довольно много, начиная с заголовка утверждаемого документа.

Мы считаем, что в редакции, подготовленной в министерстве, он не соответствует формулировке ст. 2 ФЗ-17 "О железнодорожном транспорте в РФ". В связи с этим целесообразно сохранить его в редакции проекта, который в свое время был разработан и внесен в правительство Федеральной антимонопольной службой России и звучал так: "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками". Со всеми нашими предложениями к проекту можно ознакомиться, обратившись в НАТР.

В проекте предлагается такая норма, как обязанность оператора владеть железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином праве в количестве не менее 1000 единиц. Мы полагаем, что количественное ограничение для включения собственников вагонов в категорию операторов представляется ошибочным и хотели бы обратить внимание регуляторов и всех участников рынка на ряд неучтенных, с нашей точки зрения, обстоятельств.

Как видно из проекта Минтранса, операторы не получают каких-либо преимуществ по сравнению с иными собственниками вагонов в отношении условий оказания операторских услуг. В то же время на эту категорию собственников вагонов накладываются обременения: обязательное членство в саморегулируемой организации, где надо платить большие взносы, обязательность заключения некоторых договоров (в частности, с клиентами и перевозчиком), чего остальные собственники делать не должны, обязательность сдачи вагонов в аренду перевозчику по неясным причинам (п. 14) и др.

С другой стороны, исходя из проекта постановления, владельцы вагонов, число которых превышает 1000 единиц, не обязаны "записываться" в операторы. Они вполне могут продолжать работать так, как и работали ранее, просто не будут считаться операторами, и на них не будут распространяться обременения, которые вводятся данным проектом постановления.

Наконец, владелец, допустим, полутора тысяч вагонов, который уже стал членом СРО, может разделить свой парк на две "дочки" с численностью вагонов менее одной тысячи и благополучно работать двумя компаниями. И пускай его исключат из саморегулируемой организации за слишком маленький парк, в результате он только сэкономит на взносах в СРО и в соответствующий страховой фонд.

Возникает вполне понятное недоумение: будет ли работать пункт представленного нормативного акта, который нелоялен для работы регулируемых лиц, притом, что распространяться на этих лиц он будет в добровольном порядке?

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.01.12Сомнительная тысяча