26-01-16 / 2016
Новости отрасли
Проект контейнерного поезда на "Новом Шелковом пути" нуждается в существенной доработке

Проект нового контейнерного поезда, запущенный 15 января 2016 года по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай, нуждается в ряде существенных доработок, считает академик Транспортной академии Украины Михаил Постан.

В комментарии агентству "Интерфакс-Украина" эксперт отметил, что данный маршрут является новым направлением международного транспортного коридора "Шелковый путь" и альтернативой, которая позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России. Новый транзитный маршрут включает паромные переправы Черного и Каспийского морей (Ильичевск-Батуми и Алят-Актау-Порт).

М.Постан напоминает, что еще в 90-х годах появился проект развития транзитных перевозок из Европы в государства Центральной Азии (ТРАСЕКА), который финансировался в течение почти 20 лет за счет средств Европейского Союза. В его рамках государства-участники, в т.ч. Украина, получали техническую помощь в виде различных экспертных заключений, рекомендаций, работы экспертных групп из стран ЕС, а также были реализованы некоторые проекты по модернизации инфраструктуры, в частности модернизирован паромный комплекс в Ильичевском морском порту, построен паромный причал в Потийском порту и др. В качестве главного транспортного средства перевозок ТРАСЕКА рассматривал железнодорожный подвижной состав, а также контейнеры. За годы существования проекта по данному маршруту были перевезены миллионы тонн груза.

"Был выявлен также ряд негативных факторов, препятствующих успешному развитию проекта. В частности, большое число транзитных стран, как минимум Грузия, Азербайджан, Казахстан, а также две железнодорожные паромные переправы (черноморская Ильичевск-Поти/Батуми и каспийская Баку-Актау) с учетом даже минимальных экономически обоснованных тарифов всех участников транспортного процесса создают сквозной тариф, который существенно выше, чем железнодорожный маршрут через территорию России. К сожалению, до настоящего времени не удавалось кардинально решить вопрос обеспечения необходимой скорости движения грузов по данному маршруту", - отмечает М.Постан.

В то же время с момента обострения российско-украинских отношений, а также введения сторонами взаимных санкций и российских ограничений на транзит украинских грузов через российскую территорию проект приобрел новые перспективы, однако для того, чтобы транзит грузов по коридору ТРАСЕКА стал выгоден грузовладельцам, необходимо в первую очередь добиться четкой координации работы железных дорог всех транзитных государств, а также согласовать специальные дисконтные тарифы на перевозку грузов железнодорожным подвижным составом.

По словам эксперта, маршрут через т.н. "Новый Шелковый путь" является продолжением идеи проекта развития транзитных перевозок из Европы в государства Центральной Азии (ТРАСЕКА), но с акцентом на продление маршрута через страны Центральной Азии в Китай.

Это, по мнению М.Постана, является развитием конкурентного транспортного маршрута по отношению к российскому проекту перевозок грузов между Европой и Китаем по "Транссибу" через территорию таможенного союза (РФ и Республики Белорусь) и далее через Польшу.

"Однако пока сложно судить, насколько экономически обоснован данный проект. В настоящее время нет опубликованных тарифов, расписания, нет информации об операторе, транспортной документации. К тому же непонятно, почему первый поезд был отправлен из Ильичевска с порожними контейнерами, с какой целью маршрут проходит через болгарский порт Варна вместо прямого рейса Ильичевск-Батуми/Поти?", - отметил эксперт.

Кроме того, по словам М.Постана, не совсем понятно, почему приоритет отдан именно перевозкам контейнеров в Китай на железнодорожных платформах, так как данная технология перевозок в один ярус является весьма затратной и, по мнению эксперта, не сможет конкурировать с морским маршрутом через Суэцкий канал. "Для сравнения, аналогичный по протяженности контейнерный маршрут между Западным и Восточным побережем США обслуживают железнодорожные контейнерные платформы с двумя ярусами контейнеров. В парке "Укрзализныци" таких платформ, к сожалению, пока нет", - констатирует М.Постан.

В то же время, по его словам, существует значительный интерес украинских экспортеров к использованию данного маршрута для перевозки украинских экспортных грузов в вагонах (продукция пищевой промышленности, металлопродукция, и пр.) в Азербайджан, Казахстан, Туркмению, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Монголию. "На данном этапе об этом почему-то не говорится, хотя, как мне кажется, это гораздо более перспективно и востребовано рынком в настоящий момент", - полагает специалист.

Перевозки в сторону Китая М.Постан считает, в принципе, перспективными для определенных групп товаров, но этот маршрут требует существенно более детальной проработки.

"В этой связи торжественную церемонию в Ильичевске и запуск пилотного поезда можно, скорее, рассматривать как демонстрацию намерений правительства Украины в отношении развития данного коридора в изменившихся политических и геополитических условиях. Однако не нужно забывать, что подобные проекты требуют профессионального подхода и четкого экономического обоснования", - отмечает М.Постан.

К числу основных проблем, которые необходимо решить для успешной работы коридора, эксперт относит: создание стабильных грузовых баз в виде накопительных логистических центров не только на конечных пунктах коридора, но и в его промежуточных пунктах в прямом и обратном направлениях; обеспечение сохранности груза в условиях нестабильной социально-политической ситуации в некоторых среднеазиатских странах; обеспечение надежности графиков движения поездов, в частности, решения вопросов с быстрым пересечением границ стран, через которые маршрутный поезд проходит; создание системы гибких конкурентоспособных перевозочных тарифов.

"Только после решения перечисленных вопросов можно будет утверждать, что действительно мы наблюдаем второе рождение "Шелкового пути", - резюмировал М.Постан.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.01.2016