13-08-13 / 2013
Новости отрасли
Проект изменений в постановление о регулировании тарифов в отношении субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок получил одо...

Проект изменений в постановление правительства «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» в целом получил одобрение участников перевозочного процесса. Вместе с тем специалисты ряда компаний и независимые эксперты высказывают опасения, что в нынешних экономических условиях риски введения долгосрочных тарифов окажутся более актуальными, чем возникающие в связи с реализацией данной меры возможности.

Напомним, проработать вопрос о введении пятилетних тарифов профильным ведомствам и РЖД было поручено летом прошлого года. И представленный на обсуждение проект – результат достаточно напряженной работы причастных сторон. Документ закрепляет основные принципы перехода на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых перевозок. Проект предполагает переход на RAB-тариф, но в то же время предусматривает возможность сдерживания роста тарифной нагрузки на грузоотправителей на уровне инфляции. Планируется, что уровень индексации тарифов будет устанавливаться не ежегодно, а на долгосрочный период (5 лет) – с разбивкой по годам. Как пояснили в ФСТ, при отклонении показателей от прогнозов (в том числе по инфляции и объемам перевозок) или изменениях законодательства РФ, которые окажут влияние на стоимость услуг, тарифы могут корректироваться «в течение долгосрочного периода регулирования». Если отклонение приводит к изменению уровня индексации более чем на 1 п. п., корректировка сверх этого предела не осуществляется. В этом случае правительство принимает решение об обеспечении стабильности финансового состояния, в том числе за счет сокращения инвестиционной программы или дополнительного бюджетного финансирования для покрытия капитальных и операционных затрат.

«Переход на долгосрочные железнодорожные тарифы будет способствовать оптимизации грузовых перевозок. ОАО «РЖД» получит возможность повысить эффективность привлечения и использования финансовых средств, операторы и грузовладельцы – более четко разрабатывать долговременные планы развития», – отметил начальник управления по управленческому учету и отчетности ОАО «РЖД» Владимир Гапанько. Схожих оценок придерживаются и участники рынка. Так, по мнению начальника управления маркетинга группы «Трансгарант» Александра Метелкина, переход железнодорожной отрасли на пятилетние тарифы позволит грузоотправителям обеспечить стабильность в планировании своей финансово-экономической деятельности. «Предприятия смогут эффективнее управлять закупками сырья, регулировать продажи готовой продукции, качественно рассчитывать и осуществлять перевозки по железной дороге, – уверен он. – Кроме того, нововведение положительно скажется и на операторах подвижного состава. Ведь разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты, такие как покупка подвижного состава, развитие инфраструктуры и т. п., на железнодорожном транспорте надежнее в условиях стабильности».

Вместе с тем ряд экспертов указывает на то, что момент для перехода на долгосрочное регулирование – не самый подходящий. Нестабильность на товарных рынках нарастает, и усиливаются риски того, что уровень платы за услуги ОАО «РЖД» не будет адекватен изменившимся условиям. С одной стороны, РЖД могут недополучить финансовые ресурсы при растущих рынках, с другой – для грузоотправителей транспортные издержки могут стать слишком велики, если нисходящий тренд будет нарастать. Жестко закрепив возможность коррекции только один раз в течение года, можно потерять рычаги оперативного реагирования.

Председатель комиссии по железнодорожному транспорту общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Глеб Киндер полагает, что логичным решением этой проблемы было бы введение некоего перечня показателей, по достижении критических значений которых можно инициировать процесс коррекции величины тарифов. «Это может быть, например, сокращение погрузки на сети РЖД более чем на 5% или снижение мировых цен по какой-то номенклатуре на 20–30% либо какие-то другие варианты, – отмечает он. – В этом случае мы сможем подстраховаться от негативных последствий новой тарифной политики».

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru12.08.13Определенность против оперативности?