16-07-14 / 2014
Новости отрасли
Проект БАМа и Транссиба при повышении целевых параметров потребует допвложений - Минтранс

Проект развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей при увеличении ожидаемых параметров пропускной способности требует дополнительных инвестиций, считает министерство транспорта РФ.

"На заседании правительственной комиссии по транспорту (19 мая - ИФ) была рассмотрена и актуализирована схема развития БАМа и Транссиба, а также утверждены объемы прироста грузоперевозок в объеме не менее 75 млн тонн к уровню 2012 г. Целевой показатель нагрузки на ось состава - 25 тонн на ось, весовая норма поездов, перевозящих балкерные грузы в направлении портов Дальнего Востока, - 7,1 тыс. тонн. При этом к рассмотрению принималось формирование поездов с интервалом движения 8 минут. При его увеличении эффект для пропускной способности от увеличения массы поезда будет теряться. Соответственно, поезда увеличенной массы должны идти с таким же интервалом, как и поезда (в 6,3 тыс. тонн - ИФ). Переход на движение поездов массой 7,1 тыс. тонн с 8-минутным интервалом даст не только прирост перевозок в 11,5 млн тонн, но и потребует дополнительного финансирования", - заявил на расширенном заседании коллегии Минтранса замглавы ведомства Алексей Цыденов.

Как сообщалось ранее, первоначально проект был утвержден с планом по увеличению пропускной способности на БАМе и Транссибе на 55 млн тонн. На эти цели до 2017 г. предполагается выделить 562 млрд руб. Примерно 260 млрд руб. планируется выделить "Российским железным дорогам" (150 млрд руб. - из Фонда национального благосостояния через выкуп "префов" и 110 млрд руб. - из бюджета РФ). 302 млрд руб. монополия должна вложить сама. Фактически правительственная комиссия повысила целевые параметры проекта без увеличения финансирования.

Президент ОАО "РЖД" (MOEX: RZHD) Владимир Якунин на заседании выразил негативное отношение к этой идее. "Мы выступаем против формирования паспорта проекта, в котором указывается, что нужно достичь 60-70 дополнительных миллионов тонн перевозки грузов без дополнительного финансирования и дополнительных технологических решений", - заявил он. Кроме того, как отметил топ-менеджер, по итогам рассмотрения вопроса о весовой норме поезда на "восточном" полигоне в 7,1 тыс. тонн специалисты компании "пришли к выводу, что искусственные сооружения, которые там находятся, далеко не всегда способны обеспечить пропуск таких поездов".

"Поэтому что нужно: сделать весовую норму в 7,1 тыс., но сделать разрыв в поездах такой, что она перестает быть эффективной, либо рассмотреть вопрос о том, что необходимо очень серьезное инвестирование в модернизацию тех объектов, которые сегодня не включены в план такой модернизации", - отметил он.

А.Цыденов на заседании также отметил, что повышение целевых показателей проекта приведет к увеличению энергозатрат. По его словам, расчеты показывают, что при плановых параметрах ("с учетом преимущественного движения поездов весом 6,3 тыс. тонн) рост потребления электроэнергии к уровню 2012 г. составит от 9% до 35% в зависимости от участков, а рост максимальной мощности - от 15% до 52%. При весе же составов в 7,1 тыс. тонн и дополнительных объемах перевозок 39 млн тонн, "которые были заявлены с Кузбасса", потребление электроэнергии вырастет от 29% до 300%, а максимальная мощность - от 37% до 300% в зависимости от участков.

Кроме того, необходимо синхронизировать проект с развитием портового комплекса Дальнего Востока. "Синхронизация обеспечит вывоз грузов в полном объеме как с разрабатываемых месторождений в зоне БАМа, так и с Восточной и Западной Сибири", - отметил А.Цыденов. Сегодня в регионе 19 морских портов (в 2013 г. они перевалили 145 млн тонн грузов, около 74 млн тонн из них было доставлено по железной дороге). "Согласно заявкам инвесторов морских терминалов, к 2020 г. грузооборот морских портов Дальнего Востока может увеличиться по сравнению с 2013 г. на 132 млн тонн, в том числе по грузам, доставляемым железнодорожным транспортом - на 100 млн тонн, до 277 млн тонн суммарно", - сообщил чиновник.

По словам А.Цыденова, в рамках проекта должна быть обеспечена модернизация ж/д инфраструктуры Кузбасса в порты Дальнего Востока, включая участки Мариинск-Тайшет, Междуреченск-Тайшет к БАМу до портов Ванино и Советская Гавань и Транссиба до портов Находка и Восточный. "По итогам заседания принято решение о проработке соответствующего увеличения провозной способности до 60 млн тонн и более на участке Комсомольск-на-Амуре - Ванино и разработке конкретных мероприятий для увеличения на подходе к ним. Все эти мероприятия потребуют оценки дополнительного финансирования и сроков реализации", - также отметил он.

Первый зампред комитета Государственной думы по транспорту Виталий Ефимов на заседании обозначил стороны дискуссии. "Ряд ведомств пытаются в эти 562 млрд руб., которые рассчитаны на 55 млн тонн дополнительных грузов втиснуть без финансирования дополнительно еще 20 млн тонн. Те ведомства, которые это хотят, - это не транспортники. Нужно говорить, наверное, коллеги о том, чтобы четко рассмотреть вопрос - сколько денег, столько и грузов. Нам не надо идти на поводу у Минэкономразвития, да и Минфина, которые выступали эмоционально со всех сторон", - сказал он.

Министр транспорта РФ Максим Соколов также напомнил, что в финансовой модели проекта существует "определенный дефицит" по 2017 г. "(Он - ИФ) в свое время был обозначен за счет переноса части денег на другие мероприятия на более ранние годы и до сих пор не восстановлен. Сейчас идет соответствующий бюджетный цикл. Надеемся, что эти вопросы будут решены, и, в том числе, - поставлена точка в дискуссии о провозной способности в рамках проекта. Тем более, что Транссиб предусматривался не только для грузовых перевозок, тем более тяжеловесных, но и для развития транзитного потенциала страны с точки зрения скоростных контейнерных перевозок и пассажирского ж/д сообщения", - отметил чиновник. Согласно материалам РЖД, дефицит государственного финансирования проекта в 2017-2018 гг. составляет 41,2 млрд руб.

За счет модернизации БАМа и Транссиба, а также некоторых примыканий к ним планируется улучшить сухопутные транспортные связи между Европой и Азией через территорию России. Железнодорожный грузооборот в этой части РФ в 2003-2012 гг. вырос почти на 60%, но ограничения пропускной способности линий не позволяют удовлетворить растущий спрос на перевозки грузов в восточном направлении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.07.2014