13-02-24 / 2024
Новости отрасли
Продукты пользуются экспрессом

Рост экспорта различной продукции агропрома в рамках проекта "Евразийский агроэкспресс" по итогам 2023 года составил более 6% к показателям прошлого года. Подробнее о проекте "Гудку" рассказала генеральный директор уполномоченной дирекции – координатора проекта АНО "Евразийская агрологистика", доктор технических наук Алевтина Кириллова.

Взаимные поставки

– С чего начинался проект "Евразийский агроэкспресс"?

– Все началось в 2019 году с доставки первого агропоезда в Китай по мультимодальным маршрутам через сухопутные погранпереходы.

В феврале 2022 года проект "Агроэкспресс" был поддержан странами ЕАЭС и распоряжением Евразийского межправительственного совета принял интеграционный статус.

– Какова основная функция проекта?

– "Евразийский агроэкспресс" призван увеличивать объемы поставок агропродукции стран ЕАЭС в третьи страны, взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также обеспечивать продовольственную безопасность стран – участниц ЕАЭС. В рамках проекта предполагается создание всей необходимой агрологистической инфраструктуры на маршрутах доставки продовольствия – консолидационных центров и агрохабов, имеющих весь необходимый функционал для консолидации сельскохозяйственных грузов и осуществления импортно-экспортных операций.

Сейчас маршруты "Евразийского агроэкспресса" работают в регулярном формате в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии, идет раскатка по восточной ветке МТК Север – Юг. Проект находится в постоянном развитии и масштабируется на новые регионы.

– В чем преимущество этого проекта?

– Регулярность перевозок позволяет формировать конкурентоспособные в отношении морского фрахта тарифы и сокращать сроки доставки благодаря ускоренному проследованию агропоездов через границы, упрощенному механизму контрольных процедур и быстрой оборачиваемости вагонов и контейнеров.

Уникальность и эффективность проекта – это рациональное сочетание настроенного под задачи агрологистики транспорта и правильно выстроенной сети агропромышленных производств на пространстве ЕАЭС и сопредельных стран.

– На какую номенклатуру грузов рассчитан "Евразийский агроэкспресс"?

– Это широкий спектр сельскохозяйственной и плодоовощной продукции, разного вида мяса, молочной и масложировой продукции. Наблюдается кратный рост экспортных поставок зернобобовой и масличной продукции, а также шротов, жмыхов и кормов.

В сентябре прошлого года Главное таможенное управление КНР отменило ограничения на экспорт свинины из России, и мы рассчитываем нарастить объемы поставок мясной продукции в Китай в 2024 году. Введенный в эксплуатацию парк современных автономных рефрижераторных контейнеров (более 500 единиц) используется в проекте для доставки скоропортящихся грузов, требующих поддержания температурного режима на всем пути следования.

Круг участников становится шире

– Какие страны сегодня уже вовлечены в проект и что предпринимается для его развития?

– К 2030 году в планах нарастить объемы ускоренных перевозок агропромышленной продукции до 1 млн тонн в год при полной сохранности качества доставляемого товара и обеспечении продовольственной безопасности России и стран ЕАЭС.

Интерес к участию в проекте высказывают многие страны Центральной и Юго-Восточной Азии, а также страны, тяготеющие к МТК Север – Юг. Безусловно, мы будем расширяться, привлекая новых участников.

Сейчас все страны – участницы ЕАЭС, с которыми у России есть прямое железнодорожное сообщение, в той или иной степени вовлечены в проект. К нему присоединились Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

В начале 2023 года главы правительств стран ЕАЭС поддержали предложение ЕЭК по включению в совместный интеграционный проект "Евразийский агроэкспресс" перевозок, осуществляемых по МТК Север – Юг в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии. Объемы агропродукции, следующие по новому логистическому каналу, планируется увеличить до 150-200 тыс. тонн к 2025 году и до 600 тыс. тонн к 2030 году.

В конце прошлого года в рамках Высшего евразийского совета подписано соглашение о свободной торговле между странами ЕАЭС и Ираном, которое после ратификации странами-участницами позволит снять торговые пошлины и существенно повлиять на рост торговли Ирана со странами ЕАЭС.

По восточной ветке МТК Север – Юг регулярно отправляются контейнерные поезда с железнодорожных терминалов Селятино и Чехов, курсируют поезда из Уральского региона. Пилотные перевозки продовольствия в рефконтейнерах по восточной ветке маршрута уже осуществлены в 2023 году.

Участием в проекте заинтересовалась и Турция. Она обладает необходимыми мощностями и может стать полноценным транзитным хабом по поставке продукции АПК в ОАЭ и другие страны Ближнего Востока и Африки. Уже в начале 2024 года дирекция проекта подписала с турецкими логистическими и торговыми компаниями соглашение о сотрудничестве и взаимодействии при перевозках продовольственных грузов.

Проведены пилотные поставки вьетнамских грузов транзитом через Китай, ведутся переговоры о поставках экспортных объемов продовольственных товаров и фармацевтической продукции.

Летом 2023 года открыт еще один коридор – Северный морской путь. Контейнерный маршрут запущен совместно с китайскими партнерами – компанией NewNew Shipping Line. Транзитное время между северными портами России и Китаем составит 25 суток.

Кроме того, мы проработали форматы поставок с Малайзией и Индонезией. Проведены рабочие переговоры с участием послов и торговых представителей для определения перспективной грузовой базы. Это морепродукты, фармпродукция, косметическая продукция, пальмовое масло. Планируемые объемы могут составить до 35-40 тыс. тонн в месяц.

– Как вам удается наладить такое масштабное взаимодействие со странами-партнерами?

– Работа ведется совместно всеми участниками проекта – логистическими и торговыми компаниями – при координации уполномоченной дирекции проекта АНО "Евразийская агрологистика", при активном участии оператора АО "РЖД Логистика". Кроме того, большую роль здесь играет Евразийская экономическая комиссия и рабочая группа по содействию в реализации проекта, в состав которой входят представители государственных органов и бизнес-компаний стран ЕАЭС.

Мы работаем в рамках изданного в феврале 2022 года распоряжения Евразийского межправительственного совета о поддержке совместного проекта членов ЕАЭС по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок и взаимных поставок продукции АПК, а также экспортных поставок в азиатском и европейском направлениях.

А ровно через год еще одним распоряжением совета проект масштабирован на маршруты МТК Север – Юг, включая направления на Туркменистан, Иран, ОАЭ и Индию.

Дирекция проекта принимает участие в рабочей группе ЕЭК, где регулярно докладывает о ходе реализации проекта. Также вносятся предложения по устранению препятствий на маршрутах доступа к целевым рынкам сбыта – в первую очередь на маршрутах в Китай, по развитию новых маршрутов во Вьетнам, Индонезию и Малайзию с участием Российской торговой компании в Китае и институтов развития, в том числе Российского экспортного центра.

Преодолеть барьеры

– Что препятствует развитию "Евразийского агроэкспресса"?

– В апреле 2023 года со стороны КНР сняты антиковидные ограничения допуска экспортируемых из стран ЕАЭС агропромышленных грузов. Вместе с тем ряд сухопутных погранпереходов со стороны КНР продолжают оставаться закрытыми на пропуск мяса курицы и говядины, и мы совместно с ЕЭК ведем переговоры с китайской стороной о минимизации барьеров. Но это не главное.

Основной проблемой дальнейшего развития проекта и наращивания грузовой базы остается отсутствие в России и странах ЕАЭС современной агрологистической инфраструктуры. Не хватает консолидационных складов агропродукции, агрохабов и агрокластеров, в которых можно было бы консолидировать продукцию малых и средних предприятий для масштабной отправки на экспорт, для приема и распределения встречного импорта продовольственных товаров.

– Как намерены решать этот вопрос?

– Дирекция проекта в прошлом году определила механизмы и согласовала рабочие инструменты проектирования и строительства агрокластеров и хабов с функционалом транспортно-логистического центра (ТЛЦ) или сухого порта в регионах России и стран ЕАЭС.

Например, мы приступили к проектированию оптово-распределительного центра (ОРЦ) с функционалом ТЛЦ в Уфе (Башкортостан). Также подписан ряд соглашений с регионами стран ЕАЭС о присоединении к проекту для формирования инфраструктурных агрологистических объектов. Сейчас проводятся маркетинговые исследования и определение грузовой базы для включения в проект новых маршрутов.

В Узбекистане идет обсуждение возможных точек консолидации и тарифных условий для реализации проекта "Агроэкспресс".

В конце 2023 года в Джизакской области Узбекистана открылась первая очередь узбекско-российского предприятия – агрологистический комплекс BMB-NRC Agrologistics. Планируется, что в этом году он будет задействован в организации отправок ускоренных железнодорожных поездов и мультимодальных перевозок сельхозпродукции и продовольствия.

Российское АО "Славтранс-сервис" совместно с BMB-NRC Agrologistics изучают возможности по созданию транспортного коридора для экспортно ориентированной продукции агрохолдингов Московской области и импорта из Узбекистана. Этот маршрут имеет все шансы стать закольцованным и транспортировать из России замороженную мясную продукцию, кондитерские изделия, масложировую и молочную продукцию, из Узбекистана – свежие фрукты и овощи, сухофрукты и орехи.

– Какие еще факторы влияют на развитие сервиса?

– Транспортировка основных номенклатур продовольствия требует поддержания заданных температурных условий на всем пути следования, хранения и распределения. Уязвимость в программном обеспечении в данной сфере недопустима. От скорости перехода на отечественный софт напрямую зависит продовольственная безопасность. Эта задача входит в масштабный проект "Цифровой евразийский агроэкспресс" по созданию Единой платформы евразийской агрологистики, которая призвана облегчить товаропроизводителям процесс внешней торговли и логистики.

– Можно немного подробнее об этом?

– Цифровая экосистема "Евразийского агроэкспресса" будет представлять собой универсальный информационный сервис взаимодействия производителей, транспортных компаний и объектов инфраструктуры, который будет содержать еще и биржевые механизмы реализации агропромышленных товаров, сертификацию системы менеджмента безопасности цепей поставок.

Платформа позволит увеличить спектр услуг и сервисов для пользователей из стран ЕАЭС, с которыми сегодня отсутствуют единые стандарты обмена цифровыми данными.

В дальнейшем эти кейсы при поэтапной реализации будут способствовать снижению транзакционных издержек, помогать выходить на доступные финансовые контракты в национальных валютах, что становится особенно актуальным в свете отключения от системы Swift (система по совершению транзакции между счетами иностранными банками. – Ред.) ряда российских банков.

В сентябре прошлого года на полях ВЭФ между дирекцией АНО "Евразийская агрологистика" и АО "ГЛОНАСС" подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Наше сотрудничество направлено на проведение совместных пилотных проектов по перевозке крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров на одном из направлений "Евразийского агроэкспресса" с использованием опыта и технологий российского сервиса "Мониторинг ЭРА", созданного на основе госинформсистемы "ЭРА-ГЛОНАСС".

В дальнейшем проект предполагает реализацию непрерывной холодовой цепи на всех логистических этапах "Евразийского агроэкспресса". Это, безусловно, будет способствовать продовольственной безопасности государств – членов ЕАЭС, импортонезависимости IT-продуктов и экономической эффективности ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции.

Сотрудничество с АО "ГЛОНАСС" качественно усилит сохранность скоропортящихся продовольственных грузов в процессе доставки и обеспечит автоматизированный контроль, который позволит минимизировать количество досмотров грузов и существенно сэкономит время доставки товаров до потребителя.

Справка

Экспорт российского продовольствия в 2023 году, несмотря на санкционные ограничения, имел стабильную тенденцию к росту.

По итогам года он составил более $45 млрд. По данным Минсельхоза, это на $3,3 млрд больше, чем годом ранее. В настоящее время 87% экспорта продукции российского АПК приходится на дружественные страны. В частности, экспорт в Китай увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%. Всего РФ поставляет продукцию АПК в 150 стран мира.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.02.2024