01-04-22 / 2022
Новости отрасли
Продуктовый коридор

Дочерняя компания ОАО "РЖД" развивает проект для доставки аграрной продукции за рубеж

Специализированный сервис АО "РЖД Логистика" - "Агроэкспресс", первоначально созданный для доставки российских продуктов питания в Китай, сегодня доступен в странах Центральной Азии и Прикаспийском регионе. Наладив отправки продукции в провинции КНР, в 2021 году АО "РЖД Логистика" успешно организовало тестовую перевозку замороженного мяса птицы российского производства в Узбекистан. Первый "Агроэкспресс" проследовал в автономных рефрижераторных контейнерах транзитом по территории Казахстана.

Во время тестовой отправки компания отработала все технологические и контрольные вопросы, что позволило тиражировать проект и в других странах. Теперь с помощью этого транспортно-логистического решения дочерней компании ОАО "РЖД", свою продукцию агропромышленного комплекса могут отправлять компании Узбекистана, Азербайджана и Ирана.

О том, что необходимо для дальнейшего масштабирования сервиса и привлечения новых номенклатур грузов, "1520. International" рассказали участники проекта "Агроэкспресс".

Евгения Фисенко, руководитель пресс-службы АО "РЖД Логистика":

- Изначально проект "Агроэкспресс" создан для развития экспорта российской продукции агропромышленного комплекса (АПК) в провинции Китая. На сегодняшний день, отработаны железнодорожные маршруты в 12 пунктов прибытия, расположенных в КНР. При этом сейчас сервис "Агроэкспресс" доступен не только в направлении экспорта, но и импорта.

Доставка осуществляется в короткие сроки и с соблюдением самых высоких требований условий перевозки. Основные пункты отгрузки продукции – Центральный Федеральный округ, при этом рассматривается участие и других регионов нашей страны. Также в апреле 2022 года совместно с правительством Пензенской области планируется организация отправок продукции АПК по маршруту Пенза – Харбин – Пенза.

Отправить груз с помощью сервиса "Агроэкспресс" клиенты, как в прямом железнодорожном сообщении, так и с помощью мультимодальных маршрутов через порты Дальнего Востока.

Стоит отметить, что в прошлом году для гарантии бесперебойных отправок АО "РЖД Логистика" приобрела собственный парк автономных рефрижераторных контейнеров, который в ближайшем будущем будет значительно увеличен.

В 2021 году организован канал для экспорта российской продукции АПК на рынки стран Центральной Азии. В частности, одним из перспективных маршрутов стал транспортный коридор Россия – Узбекистан. В конце 2021 года РЖДЛ завершила первую отправку по маршруту Россия – Узбекистан – Россия, в ходе которой специалисты отработали все технологические и контрольные вопросы для дальнейшего тиражирования проекта в других странах. Казахстан, являясь транзитной страной следования этого маршрута также полноценно участвует в проекте "Агроэкспресс".

В 2022 году к проекту "Агроэкспресс" присоединился Азербайджан. Это направление позволит нарастить объемы экспорта по маршрутам международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" и привлечь к участию соседние страны. Достигнута договоренность о консолидации грузов и организации перевозок как в крытых вагонах, так и в контейнерах, а также о предоставлении согласованной скидки на полную логистическую ставку. Эксперты оценивают объем грузовой базы "Агроэкспресса" на маршрутах МТК "Север-Юг" на уровне 60 тыс. тонн в год, при этом есть возможность к 2025 году нарастить его до 100 тыс. тонн.

Уже организована первая перевозка груза из Ирана через Азербайджан в Москву по МТК "Север-Юг", во время которой холдингом "РЖД" предоставлена специальная тарифная скидка. В ближайшее время АО "РЖД Логистика" начнет осуществлять отправки из Ирана с регулярностью 1 контейнерный поезд в неделю. В перспективе компания планирует наладить регулярные экспортно-импортные перевозки агропромышленных грузов на маршрутах МТК "Север – Юг".

Ключевыми преимуществами услуги для грузоотправителей являются скорость, выгодные ставки, надежность логистических сервисов и регулярность ускоренных поездов. Среди клиентов сервиса – крупнейшие российские экспортеры: ГАП "РЕСУРС", Черкизово, Мираторг, "ЭФКО", НЖМК, Рязаночка, Союзмолоко и другие. Возможность отправления одиночных контейнеров в составе регулярных поездов открывает также перспективы для представителей малого и среднего бизнеса.

Организация импорта и обеспечение обратной загрузки дает существенный экономический эффект как для российских, так и для зарубежных производителей, положительно сказывается на объемах международного товарооборота.

Это объясняет высокую востребованность сервиса среди экспортеров. В дальнейшем проект будет масштабироваться на всем пространстве ЕАЭС. При этом страны союза уже сегодня выражают свою заинтересованность в участии. Поддержка проекта со стороны Правительства Российской Федерации и гибкая тарифная политика также являются важными факторами успешного и стабильного будущего проекта "Агроэкспресс".

Кайрат Тапалов, заместитель генерального директора по маркетингу АО "KTZ Express":

- В прошлом году АО "НК "КТЖ" и ОАО "РЖД" заключили меморандум о сотрудничестве в организации и развитии специализированного контейнерного сервиса "Агроэкспресс" по доставке продуктов агропромышленного комплекса (мясо, зерновые культуры) в Китай транзитом через Казахстан. Для этого разработана Дорожная карта по реализации проекта, в соответствии с которой координатор сервиса с казахстанской стороны являются АО "НК "?ТЖ", а оператором маршрута в Казахстане выступает АО "KTZ Express".

В данный момент определяются целевые клиенты из России и Казахстана, заинтересованные в технологии "Агроэкспресс". После чего планируется установить точные маршруты и график следования поездов.

Определены оптово-распределительные центры. В России это терминал Селятино (Москва), Оптово-распределительный центр (ОРЦ) "РусАгроМаркет" (Новосибирск), ОРЦ "Приморье" (Владивосток), ОРЦ "РусАгроМаркет-Ростов" (Владивосток) и другие. В Казахстане, транспортно-логистические центры в Нур-Султане и Шымкенте, а также ОРЦ в Караганде.

Между тем, в ноябре 2021 года транзитом через территорию Казахстана организована пилотная отправка двух рефрижераторных контейнеров с замороженной курицей из Тамбова (Россия) в Ташкент (Узбекистан). В декабре 2021 года организована обратная отправка двух контейнеров с виноградом со станции Чукурсай (Узбекистан) на станцию Селятино (Россия). В данных отправках Казахстан всячески помогает формировать оптимальную стоимости перевозки за счет различных преференций, а также предлагает варианты маршрутов с задействованием транспортно-логистических и оптово-распределительных центров.

Рустам Мухамедов, первый заместитель начальника главного управления по развитию логистики и цифровизации АО "Узбекистон темир йуллари":

- Сегодня, основными преимуществами сервиса "Агроэкспресс" являются ускоренная доставка грузов, использование автономных рефрижераторных контейнеров, которые обеспечивают сохранность груза, упрощенные таможенные процедуры и непрерывный диспетчерский контроль в режиме реального времени на каждом этапе перевозки.

Также для создания удобств грузоотправителям предоставлены тарифные преференции в размере 50% путем установления специальных ставок. В частности, по территории Узбекистана ставка на перевозку груза составляет $305, в Казахстане $550, России $528. Кроме того, действует 30% возмещение тарифа на перевозку плодоовощных и скоропортящихся грузов по территории Узбекистана.

Между тем, сегодня тарифные преференции доступны только на определенные станциях отправления и получения. По нашему мнению, для дальнейшего развития сервиса и привлечения новых грузоотправителей необходимо увеличить возможности по предоставлению преференций как по территории России, так и в Узбекистане.

Помимо этого, необходимо пересмотреть номенклатуру грузов, для применение тарифных скидок и включить другие виды продукции агропромышленного сектора (не только плодоовощные и скоропортящийся грузы). Кроме того, во время снижения объемов отправок, организовать отправку одиночных контейнеров. Со своей стороны, компании Узбекистана, готовы увеличивать объемы отправок и содействовать развитию проекта "Агроэкспресс".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152001.04.2022