19-03-20 / 2020
Новости отрасли
Продовольствие ждут на востоке

Алевтина Кириллова, руководитель проектов по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра (РЭЦ) – К 2024 году РЭЦ совместно с ОАО "РЖД" и логистическими операторами планирует организовать более 15 новых направлений перевозок продукции агропромышленного комплекса (АПК) за рубеж. Корректируются ли экспортные программы РЭЦ в связи с пандемией коронавируса?

– По состоянию на сегодняшний день корректировок никаких нет. Коронавирус возник относительно недавно, и мы еще не подошли к оценке необходимости проведения каких-либо корректировок. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Китай сейчас практически вышел из роста эпидемии и начинает работать, но в больших рисках находится Европа, куда также направлялись определенные экспортные грузопотоки, но сейчас это несколько ограничено.

В целом, по нашим прогнозным расчетам, к 2024 году предполагалось организовать движение более 1000 новых экспортных агропоездов, в числе которых более 600 поездов с зерновыми, порядка 200 поездов – с масложировой продукцией и маслосеменами, более 50 – с готовым продовольствием и до 150 поездов со скоропортящейся продукцией. Эти расчеты, вероятно, будут корректироваться в связи с пандемией коронавируса, но пока непонятно, насколько. Будем наблюдать, в будущем станет понятно, какие корректировки прогнозов и экспортных программ необходимы.

– Что уже сделано и что еще предстоит сделать для развития экспортной логистики?

– Исполняя поручение Правительства РФ, мы совместно с ФКУ "Ространсмодернизация" (подведомственное предприятие Министерства транспорта РФ) смоделировали 18 экспортно-ориентированных транспортных коридоров, по которым прогнозируется наибольший объем грузопотоков несырьевого неэнергетического экспорта. Сейчас, отталкиваясь от этих проработанных коридоров, мы организуем новые экспортные маршруты для контейнерных агроэкспрессов, которые повезут зерновые и масличные грузы, продукцию мясомолочной промышленности, кондитерскую продукцию, соки и воды и другие товары.

В конце прошлого года из Ворсино отправился полносоставный экспортный контейнерный агропоезд с мукой в Китай. Планировалось начало курсирования рефрижераторных контейнерных агропоездов из Селятино в Китай, но в связи с пандемией коронавируса эта инициатива пока находится в подготовке к отправке пилотной партии, ждем подтверждения от китайских коллег о готовности приемки.

В феврале этого года Главное таможенное управление Китая прислало в Россельхознадзор уведомление о разрешении импорта российской курицы железнодорожным транспортом через сухопутные погранпереходы, но пока только через казахстанско-китайскую границу – погранпереходы Достык и Хоргос. Сейчас мы с нашими основными экспортерами ведем подготовку пилотной партии курицы, которую отправим по железной дороге в Китай через Казахстан. По пути следования в режиме ежедневного мониторинга будем отслеживать состояние груза, температурный режим, скорость прохода границ, сроки прохождения контрольных ветеринарных процедур, а также увидим все нюансы, которые могут быть в этой технологической цепочке, в том числе тарифные и логистические, для дальнейшей отработки всей международной цепи поставок и подготовки к отгрузке полносоставных контейнерных "холодных" агроэкспрессов.

Также в 2019 году мы совместно с логистическим оператором "Европак" организовали шесть новых маршрутов контейнерных поездов с растительными маслами во флекситанках, которые отправляются на экспорт из Сибирского, Центрального, Приволжского, Уральского федеральных округов через порт Находка и по морю следуют до Шанхая. Поезда по этим маршрутам уже регулярно курсируют, чем решается одна из приоритетных задач данного совместного проекта, направленного на развитие экспортного потенциала агропромышленных грузов в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК". Мы рассчитываем, что в этом году нам удастся выйти на регулярные поставки растительных масел во флекситанках на экспорт с отправкой не менее двух поездов в неделю.

– Какие направления при организации новых экспортных маршрутов являются приоритетными?

– В федеральном проекте "Экспорт продукции АПК" поставлена задача к концу 2024 года увеличить экспорт до $45 млрд в год. Решая эту задачу, мы прорабатываем новые комплексные логистические сервисы и экспортные коридоры. Подавляющее большинство новых экспортных маршрутов будут иметь направление на Китай и Юго-Восточную Азию.

Также в проработке находятся маршруты направлением на Ближний Восток и Центральную Азию, куда через порты Черного и Каспийского морей, а также наземным транспортом направляется зерновая и масличная продукция, халяльная мясная продукция и товары молочной и кондитерской отраслей. Поставки в данный регион планируется расширять. Сейчас крупнейшие экспортеры при нашем участии ведут переговоры с рядом ближневосточных компаний. Также у нас создана специальная промышленная зона в Египте, куда могут заходить наши экспортеры и логисты для формирования там мультимодальных складов для консолидации и дальнейшего распределения поставок экспортных грузов.

Ведут работу наши крупнейшие экспортеры, например, "Мираторг", "Черкизово" и ГАП "Ресурс", по увеличению своих промышленных производств мясной и птицеводческой продукции и расширению поставок в страны Центральной Азии и СНГ, в том числе в Узбекистан и Таджикистан.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.03.2020