13-05-20 / 2020
Новости отрасли
Продление сроков расшивки Восточного полигона: чем грозит и чего ждать?

Сроки первого этапа расширения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей снова продлены, объемы финансирования сокращены. При этом участники еще до этого решения акцентировали внимание на том, что рост перевозок на восток ограничен только возможностями железнодорожной инфраструктуры. Уже сейчас Восточный полигон не может удовлетворить потребности грузоотправителей. Новые сдвиги со старыми задачами

Правительство РФ утвердило продление сроков модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба до 2021 года с одновременным снижением объема капитальных вложений в проект в ценах соответствующих лет с 562,4 до 520,5 млрд руб. (без НДС). В частности, на 2 года сдвинулись сроки окончания строительства и начала эксплуатации. Так, первая фаза была запланирована на 2013–2021 гг., вторая – начиная с 2022-го.

Ранее эти сроки были установлены на 2012–2019 гг. и 2020 год соответственно.

Напомним, изначально первый этап модернизации планировалось провести в 2013–2017 гг. Но в конце 2017 года правительство продлило фазу строительства до 2019-го, а сроки начала эксплуатации сдвинулись на 2020-й.

О том, что есть сомнения в завершении модернизации БАМа в 2020-м, власти говорили еще летом прошлого года. Но как в железнодорожной монополии, так и в Минтрансе в ответ заверяли, что работы все же проведут в заявленные сроки.

Более того, в феврале этого года сообщалось о том, что ОАО "РЖД" подготовило план по ускоренному развитию железных дорог Восточного полигона. Срок реализации проекта планировалось сократить на 1–2 года.

Все более долгосрочные планы

Несмотря на сдвиги сроков и изменения в финансировании, никто никогда не умалял и не умаляет актуальности расширения Восточного полигона. Ведущие операторы, ощущающие на себе дефицит провозных мощностей на данном направлении, сходятся во мнении, что реализация главных целей по расшивке Транссиба и БАМа – увеличение пропускной способности, рост погрузки, строительство новых путей и станций, снижение времени простоя поездов, увеличение количества локомотивов на Восточном полигоне и т. д. – сохраняет свою значимость. Более того, азиатские потребители по-прежнему придерживаются своих долгосрочных планов по снижению доли угля в энергобалансе, что не может не подстегивать РЖД.

Развитие инфраструктуры к портам и модернизация БАМа и Транссиба являются ключевыми мероприятиями для увеличения грузопотоков, причем не только угля.

Сокращение финансирования программ по модернизации Восточного полигона может повлиять на сроки их реализации, но не на сами поставленные президентом цели, особенно в свете задач по увеличению экспорта из РФ и развитию транзитных перевозок через территорию страны, высказываются участники рынка. Даже если произойдет существенное снижение уровня доходов ОАО "РЖД", это не может негативно отразиться на реализации инвестпроекта на Восточном полигоне, являющемся приоритетным и чрезвычайно востребованным у грузоотправителей.

"Естественно, в случае недостатка средств часть планировавшейся инфраструктуры не будет достроена, что отрицательно скажется на динамике роста пропускной способности Транссиба и БАМа", – добавляет сооснователь российской логистической компании STS Logistics Владимир Дорохов.

В то же время многие грузоотправители пока опасаются делать какие-либо прогнозы о последствиях переноса сроков и сокращения финансирования в нынешней непростой экономической ситуации. Так, заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО "Трансметкокс" (входит в структуру холдинга "Сибуглемет") Евгений Кузнецов предполагает возможное падение объема перевозки, в том числе и на восток.

Виден ли свет?

Еще одним переходным этапом в реализации проекта, скорее всего, станут итоги проверки результатов его выполнения, которую начала Счетная палата РФ. В недавнем интервью аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов рассказывал, что РЖД внимательно относятся к их рекомендациям. Но нужно учитывать, что инфраструктурный проект по увеличению провозной способности БАМа и Транссиба финансируется за счет трех источников: инвестиций из федерального бюджета, средств ФНБ и собственных средств ОАО "РЖД". И в ходе исполнения федерального бюджета регулярно возникают случаи позднего доведения ассигнований до компании.

Свое влияние оказывает и некорректная работа проектировщиков, а также ошибки государственных заказчиков, допускаемые при принятии решений о том, куда направить капитальные вложения.

Кроме того, строители несколько лет обсуждали необходимость изменения законодательства и оптимизации процессов согласования на различных уровнях.

В начале апреля 2020-го Госдума в первом чтении приняла законопроект об особенностях регулирования отношений при строительстве железной дороги. Наряду с этим в ближайшее время должна быть рассмотрена разработанная Минтрансом и Минэнерго методика распределения пропускной способности БАМа и Транссиба. Пока проект находится в разработке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.05.2020