15-10-12 / 2012
Новости отрасли
Продажа крупнейшей железнодорожной компании по перевозке сжиженных газов "СГ-Транс" приостановлена

Для победившей в торгах АФК "Система" этот актив - важный старт для завоевания лидирующих позиций в железнодорожной отрасли

Победа АФК "Система" в аукционе по продаже 100% акций "СГ-Транса" - крупнейшей компании в сегменте железнодорожных перевозок жидких углеводородов - омрачена началом судебных разбирательств. Иск в Арбитражный суд Москвы подал другой претендент на этот актив - компания "РН-Транс", подконтрольная "Роснефти". "РН-Транс " не была допущена к торгам их организатором - компанией "Ренессанс Брокер", которая и выступит 31 октября ответчиком в суде. Цель "дочки" "Роснефти" - признание итогов торгов недействительными и проведение повторного аукциона.

По мнению экспертов, удовлетворение судом требований "РН-Транса" ставит под сомнение логику всей программы приватизации госактивов, если они в равной степени могут перейти в подконтрольные государству структуры. Кроме того, повторный аукцион может уже не принести в государственный бюджет столь значительную сумму, которую сейчас готова заплатить "Система". До окончания судебных разбирательств на акции "СГ-Транса" наложен арест. В "Системе" надеются на благоприятное разрешение ситуации и не отказываются от цели завоевать лидирующие позиции в новом для себя железнодорожном бизнесе. Следующим шагом компании станет подача заявки на приобретение 25% акций Первой грузовой компании.

Соблазнительный актив

К торгам по продаже государственного "СГ-Транса" были допущены четыре компании. Разрешение ФАС на покупку "СГ-Транса" имели еще с десяток компаний. В их числе принадлежащая "Роснефти" "ЮКОС-Транссервис", переименованная в этом году в "РН-Транс". Отказ этой компании от участия в аукционе продиктован прежде всего Законом о приватизации, согласно которому покупателями государственного имущества не могут быть компании с госдолей в капитале больше 25%.

Истец, видимо, будет апеллировать к тому, что участие государства в капитале компании не прямое, а, значит, формальное право участвовать в торгах у него было.

Активный интерес к выставленной на торги компании связан с ее ведущим положением на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). "СГ-Транс" обладает подвижным составом в количестве более 14 тыс. цистерн, а его доля в сегменте перевозок СУГ составляет почти 40%.

Победителем торгов признана АФК "Система" Владимира Евтушенкова, предложившая максимальную цену - 22,77 млрд рублей при стартовой 10,1 млрд рублей. По мнению экспертов, это превышает реальную стоимость компании. Такая переплата объясняется планами "Системы" укреплять свои позиции на рынке железнодорожных перевозок.

Пятого октября стало известно, что недовольная итогами торгов "РН-Транс" заблокировала сделку посредством судебного иска.

Организатор аукциона компания "Ренессанс Брокер", обвиняемая в незаконной процедуре проведения торгов, уверяет, что действовала в соответствии с агентским договором, законодательством и поручениями правительства.

Росимущество согласно с утверждениями ответчика и заявило, что присоединится к судебному разбирательству на его стороне. В "Системе" не расценивают поданный иск как недружественный жест по отношению к себе и также полагают, что к организации торгов претензий быть не может. Возникшая ситуация, по их мнению, сравнима с лакмусовой бумажкой, которая покажет дальнейший ход приватизации госактивов и позволит разобраться в том, на что могут претендовать компании с госучастием.

Для финансирования покупки "СГТранса" "Система" намерена использовать как свои, так и заемные средства. Интерес к кредитованию проявляют традиционные партнеры по таким сделкам, например банки с госучастием, чьи кредиты заведомо дешевле акционерных денег.

Горизонты железнодорожного бизнеса

Свой интерес к подобным инвестициям в АФК объясняют тем, что железнодорожная отрасль находится в точке бифуркации, а действительно крупных игроков в ней сравнительно немного. "Отрасль реформируется и не настолько консолидирована, как многие другие. При этом она ежегодно растет примерно на 6- 8 процентов. Мы считаем, что у нас есть все основания стать одним из центров консолидации и заработать на этом", - говорит Евгений Мадорский, управляющий директор комплекса стратегии и развития АФК "Система".

Сейчас "Систему" пока очень интересуют перевозки грузов в цистернах. Через подконтрольную "Башнефть" она имеет 50-процентную долю в компании "Финансовый альянс", в которую "Башнефть" передала больше 4 тыс. цистерн под перевозку нефтеналивных грузов.

Перевозку нефтяных грузов осуществляет и взятая под управление "Системой" Транспортно-логистическая компания с вагонным парком около 7 тыс. цистерн. С переходом "СГ-Транса" в собственность "Системы" общее количество железнодорожных цистерн под контролем группы превысит 30 тыс. вагонов (всего у крупнейших игроков на рынке сконцентрировано порядка 170 тыс. вагонов цистерн).

В дальнейшем "Система" намерена войти как минимум в пятерку лидеров железнодорожных операторов страны, увеличив парк до 70-80 тыс. вагонов разного назначения. Для достижения своих целей "Система" рассматривает возможность приобретения дополнительных железнодорожных активов.

"В каких именно секторах железнодорожных перевозок мы еще будем представлены - это вопрос портфельной стратегии, которая находится в стадии разработки. Полувагоны сейчас депрессивный сектор, и цистерны для нас приоритет. Потом возможен выход на танк контейнерные перевозки", - говорит Евгений Мадорский.

В ближайших планах АФК "Система" - покупка 25% акций Первой грузовой компании (ПГК). Соперником "Системы" в борьбе за ее миноритарный пакет будет Независимая транспортная компания (НТК), уже владеющая 75% ПГК. Другие возможные участники аукциона пока не названы. Цена "Системы" за пакет ПГК не разглашается (она станет известна 15 октября, когда будет направлена заявка в Росимущество). Ранее НТК предлагала выкупить акции "Российским железным дорогам", которым сейчас принадлежит блокпакет ПГК, за 45 млрд рублей.

В "Системе" считают, что мажоритарий вполне может разделить с ними финансовые риски дальнейшего развития компании, но не исключают дальнейшей монетизации пакета через размещение среди заинтересованных инвесторов.

Судя по обнародованным планам и уже предпринятым шагам, "Система" пришла в железнодорожную отрасль всерьез и надолго. Пока не прояснилась ситуация с покупкой "СГ-Транса" и не состоялась продажа акций ПГК, "Система" рассматривает и ряд других возможностей наращивания своего влияния в новом для себя бизнесе. Сейчас на продажу выставлены, например, многие железнодорожные операторы крупных металлургических компаний; впрочем, за них "Система" самую высокую цену, как в случае с "СГ-Трансом", платить не готова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт15.10.12Цистерны любой ценой