18-06-19 / 2019
Новости отрасли
Продаваемая РЖД вагоноремонтная "дочка" ищет разработчика стратегии до 2025 г

"Дочка" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Вагонная ремонтная компания - 3" ("ВРК-3") - ищет разработчика своей стратегии развития на период 2020-2025 годов, следует из материалов, размещенных на сайте госзакупок.

Документ, в частности, должен быть синхронизирован с долгосрочной программой развития (ДПР) РЖД до 2025 г., утвержденной правительством РФ в марте. Помимо прочего исполнитель заказа должен к октябрю подготовить стратегическую финансовую модель "ВРК-3", план мероприятий по достижению целей и показателей, а в IV квартале - оказывать поддержку при согласовании и доработке.

Кроме того, документ должен быть взаимоувязан со стратегией единого вагонного комплекса группы "Российские железные дороги" и синхронизирован со стратегиями других профильных "дочек" монополии - АО "ВРК-1" и АО "ВРК-2". Речь идет о "статусе в периметре ДПР", определении роли в стратегии холдинга. Также должны учитываться планы по продаже актива.

В стратегии должны быть представлены оценка перспектив и рисков в развитии отрасли, анализ конкурентных преимуществ компании, влияния на ее бизнес планов развития частных вагоноремонтных компаний, а также "ВРК-1" и "ВРК-2", подходов к организации ремонта грузовых вагонов в мире. Также документ будет содержать информацию о "целевом позиционировании общества в структуре холдинга РЖД" и "взаимоотношениях с акционерами".

В разделе "Выбор и обоснование корпоративной стратегии" будет приводиться "описание альтернативных вариантов, включая сохранение status quo". Также техническое задание предусматривает определение основных направлений для инвестиций, краткое описание конкретных проектов и источников финансирования. Кроме того, в стратегии будут прописаны ожидаемые эффекты от ее реализации для РЖД в целом и "иных акционеров", включая "оценку синергии", дивиденды, влияние на стоимость компании.

В мае стало известно, что "Российские железные дороги" в 2019 г. планируют продать 100% минус 1 акция "Вагонной ремонтной компании - 3": об этом говорилось в проспекте к выпуску "зеленых" бондов монополии, при этом в аналогичном документе к мартовским еврооблигациям "ВРК-3" не фигурировала в числе активов для продажи.

Три вагоноремонтные компании монополия создала в 2011 г. на базе имущества своей центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ). Все они были учреждены в качестве 100%-ных "дочек" РЖД. В общей сложности перевозчик передал им 118 вагоноремонтных подразделений, входящих в структуру ЦДРВ (суммарной мощностью 358,134 тыс. операций в год): 40 из них получила "ВРК-1" (137,38 тыс. ремонтных операций в год), по 39 - "ВРК-2" и "ВРК-3" (119,3 тыс. и 101,453 тыс. операций соответственно).

При этом РЖД заявляли о планах выйти из капитала "ВРК-2" и "ВРК-3", оставив "ВРК-1" себе - "для поддержания гарантий". Продажа пакетов предполагалась для формирования конкурентного рынка в этом сегменте. В 2011 г. на долю этих компаний приходилось около 70% рынка вагоноремонтных услуг, после продажи эта доля сократится до четверти. Такие активы, в частности, являются привлекательными для частных грузовых ж/д операторов, наращивающих парки своих вагонов.

В этой связи в 2016 г. "Российские железные дороги" провели аукцион по продаже 100% минус 1 акция "ВРК-3" с начальной (минимальной) ценой на уровне 7,016 млрд руб. Среди требований к потенциальным покупателям были отсутствие в составе собственников государства с долей более 30%, а также убытков в соответствии с бухгалтерской отчетностью за последний финансовый год, просроченной задолженности перед бюджетами. Кроме того, победитель аукциона или компании, входящие с ним в одну группу, не могли принимать участие в торгах по продаже "ВРК-2" или быть собственниками ее акций в течение 5 лет после покупки акций "ВРК-3". Одновременное участие компаний одной группы в торгах по продаже "ВРК-2" также не допускалось.

Дата торгов переносилась, и в результате по итогам аукциона его организатор уведомил "о признании невозможным проведения торгов в связи с отказом участников аукциона от участия" в нем. При этом, например, бывший генеральный директор АО "Первая грузовая компания" (ПГК, входит в группу UCL Владимира Лисина) Олег Букин говорил "Интерфаксу", что оператор подавал заявку на аукцион, но отказался от участия в нем из-за высокой цены. В то же время источник агентства, знакомый с ходом проведения тендера, утверждал, что заявки подали сразу две структуры, связанные с ПГК, и они были единственными.

Продать "ВРК-3" "в зависимости от рыночных условий" монополия планировала и в 2017 г. Покупателя "Российские железные дороги" предполагали найти в ходе открытого конкурса. Летом того же года замглавы РЖД Андрей Старков говорил, что у компании уже есть проект директивы по продаже "ВРК-3", и новый аукцион пройдет "в ближайшее время". Тогда же источник "Интерфакса" в руководстве монополии не исключал, что начальная цена актива будет пересмотрена в сторону понижения.

При этом Федеральная антимонопольная служба РФ удовлетворила ходатайство структуры группы "Новотранс" - ООО "Ремонтная компания "Новотранс" - о покупке "Вагонной ремонтной компании - 3". Группа Константина Гончарова активно развивает это направление бизнеса. У нее уже есть собственное ремонтное производство с четырьмя депо в Московской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае. В 2018 г. также стало известно, что "Новотранс" планирует создать вагоноремонтный завод в г.Волосово (Ленинградская обл.). Однако в итоге аукцион так и не состоялся.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс18.06.2019