03-04-12 / 2012
Новости отрасли
Проблемы, связанные с качеством вагонной продукции, являются лишь одним из элементов общей проблемы безопасности перевозок

Андрей Шленский, заместитель генерального директора ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"

Корпорация "Уралвагонзавод" с конца 2008 года устанавливает на вагоны только усиленные боковые рамы. Результаты эксплуатации подтверждают их более высокое качество и надежность. Однако только за счет повышения качества проблемы безопасности не решить. Другими элементами этой комплексной проблемы являются, во-первых, эксплуатация подвижного состава и, во-вторых, его ремонт.

Зимой обычной является ситуация, когда смерзшиеся глыбы того или иного груза сваливают в вагоны с высоты в несколько метров. В результате подвижной состав испытывает сверхнормативные перегрузки, что способно привести к поломке вагонных деталей, которая может далеко не сразу проявиться.

Особого внимания заслуживает процедура проведения расследования аварийных ситуаций. В качестве аргументов при принятии решений используются материалы ВНИИЖТа и других научных организаций, так или иначе подчиненных РЖД. На наш взгляд, расследование должно проходить на основе независимой экспертизы с учетом материалов об эксплуатации вагона на всех этапах жизненного цикла.

Наиболее перспективным решением может стать повсеместное внедрение электронного паспорта вагона, который позволит оперативно получать всю необходимую информацию об интенсивности эксплуатации, своевременности проведения ремонтных работ и т.д. В случае возникновения аварийных ситуаций данные из электронного паспорта послужат основой для проведения независимой экспертной оценки.

Всестороннего анализа требует также проблема ремонта. Нормативные документы в этой сфере были разработаны еще в 60-е годы прошлого века. С тех пор состояние инфраструктуры изменилось, номенклатура подвижного состава увеличилась. На сети дорог уже эксплуатируются вагоны с нагрузкой 25 тонн на ось, увеличиваются длина и вес грузовых поездов, заменены деревянные шпалы на бетонные и т.д.

Поэтому одной из задач, требующих оперативного решения, является корректировка "Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении". Когда этот документ будет переработан, он позволит в полной мере использовать инновационный подвижной состав с увеличенным межремонтным пробегом, регламентировать его обслуживание.

Нарушения нормативных требований документации при выполнении ремонтов стали обыденностью. Установка пружин и литых деталей, не одобренных производителем вагонов, приводит к излому и сходу.

Поэтому актуальной задачей является также сертификация и аккредитация предприятий, подтверждение их готовности ремонтировать инновационный подвижной состав с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом. Залогом такой аккредитации является наличие в каждом депо ремонтной документации, разработанной заводом - изготовителем вагонов.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что мер, принимаемых вагоностроительными заводами для повышения качества выпускаемой продукции, может оказаться недостаточно для обеспечения надежности и безопасности перевозок, если не предпринять усилий по предотвращению случаев нарушения условий эксплуатации и ремонта вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.04.12Разделение ответственности