13-03-20 / 2020
Новости отрасли
Проблемы с грузом: как застраховать риски при международных перевозках

Екатерина Юмашева, директор по страхованию Mains Group, - о том, как застраховать груз при международных перевозках, чтобы в случае непредвиденных происшествий не лишиться и его, и страховых выплат, а также о том, как снизить стоимость страховки

За девять месяцев 2019 года российские страховые компании, по данным Центробанка, выплатили корпоративным клиентам 7,3 млрд руб. Больше половины этой суммы - возмещенные убытки при международных перевозках.

Дело в том, что большая часть импортно-экспортных операций страхуется по стандартным требованиям Инкотермс (международные правила, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего относительно франко - места перехода ответственности от продавца к покупателю. - "РБК Pro"), при этом примерно в десяти случаях перевозок из 1 тыс. грузу наносится полный или частичный ущерб.

Причины убытков при международных и внутрироссийских перевозках грузов примерно одинаковые:

хищения (особенно ликвидных грузов); повреждения при погрузке; ДТП; огонь; поломки рефрижераторов, подмочки (особенно при контейнерных перевозках); ущерб по доле грузовладельца в общей аварии при морских перевозках.

Однако у международных перевозок есть важные особенности. Во-первых, в каждой стране документы по убыткам оформляются по-разному. Во-вторых, вероятность наступления ущерба выше, чем при перевозках внутри страны, потому что логистика выстраивается через крупнейшие логистические хабы.

Например, в 2015 году из-за возгорания химикатов на контейнерной площадке в огромном порту китайского Тяньцзиня произошла серия мощных взрывов. При пожаре полностью сгорели 5 тыс. хранившихся в порту автомобилей и множество других грузов. Общая сумма выплаченного возмещения по всем видам страхования, включая страхование грузов, оценивалась в $1,6 млрд. В 2013 году у берегов Йемена затонул гигантский контейнеровоз MOL Comfort японской судоходной компании Mitsui O.S.K. Lines. Спасти груз не удалось даже частично, к счастью, он был застрахован на $440 млн.

А вот примеры выплат по страхованию грузов на отечественном рынке.

В январе 2019 года страховая компания выплатила 32 млн руб. клиенту, у которого пропали фармпрепараты и транспортное средство, перевозившее их из России в Казахстан. В 2019 году компания ЕЕХ получила от российского страховщика 19 млн руб. по двум случаям хищения косметики и парфюмерии в Великобритании и Италии во время ночных стоянок.

Поскольку риски повредить груз или совсем лишиться его при международных перевозках велики, наиболее прозрачный способ обезопасить себя для бизнеса - страхование грузов. Расскажу, что покрывают условия страхового договора и на что обратить внимание при его заключении.

Что нужно знать о страховании грузов перед покупкой полиса

Страхование грузов и страхование ответственности перевозчика - это не одно и то же.

Часто грузоотправители полагают, что страхования ответственности перевозчика достаточно, чтобы при наступлении страхового случая получить выплату. В большинстве случаев это не так. Все международные конвенции по перевозкам ограничивают ответственность перевозчика. Например, при перевозках автомобильным транспортом из Европы по CMR-накладной (транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом) действует конвенция ООН "О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)". Она гласит, что размер возмещения не может превышать 8,33 СДР (специальные права заимствования - искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом), или примерно 725 руб., за 1 кг недостающего веса брутто.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК13.03.2020