Срок эксплуатации подвижного состава в среднем составляет 15-20 лет. По достижении этой критической точки перед собственником встает вопрос: либо отправить вагон в металлолом и купить новый, либо воспользоваться услугами ремонтных предприятий. Частные операторы предпочитают приобретать новую технику. Но у ОАО РЖД выбора почти нет. Ему требуется столько вагонов, что восполнить дефицит лишь массовыми закупками нереально.
В настоящее время для грузовых вагонов, предназначенных для эксплуатации на сети ОАО РЖД, существует четыре основных типа ремонтных работ: текущий отцепочный ремонт (ТОР), деповской, капитальный и капитальный ремонт с продлением срока службы (КРП).
Самый быстрый по времени, наименее технологически сложный и не требующий значительных финансовых затрат – ТОР. Ремонт вагона проводится по пути следования и не требует его разгрузки. Деповской и капитальный ремонты относятся к плановым и проводятся для реконструкции вагона после серьезных поломок. КРП применяется для реконструкции вагонов, срок эксплуатации которых уже истек. Он проводится только на вагоноремонтных заводах и требует больших материальных затрат.
В необходимости текущего отцепочного, деповского и капитального ремонтов не сомневаются ни руководство РЖД, ни представители компаний, владеющих приватным подвижным составом. Однако эксперты отмечают, что использование подвижного состава после КРП исключено. Кроме того, предприятие, сэкономив на покупке нового вагона и вложив деньги в КРП, все равно потратит больше на эксплуатационных расходах.
По данным департамента вагонного хозяйства ОАО РЖД, инвентарный парк компании составляет 630 тыс. грузовых вагонов. Но при этом почти 127 тыс. из них эксплуатируется с истекшим сроком службы. Средний возраст грузовых вагонов составляет 21,6 года. А норматив срока службы для вагона составляет 28 лет. Самое тяжелое положение сложилось с парком полувагонов. В настоящее время средний возраст вагонов составляет 18,8 года при нормативном сроке службы 22 года. До 2010 года по истечении срока службы потребуется исключить из эксплуатации 143 тыс. грузовых вагонов, а к 2015 году истечет срок службы еще 158 тыс. вагонов.
Тем не менее существует тип вагонов, от КРП которых в ближайшие годы РЖД отказаться не сможет. Это вагоны-рефрижераторы. Сегодня ни в России, ни за рубежом подобных вагонов не производят.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
rzd-partner.ru | 12.09.2006 | Служба без отсрочек |