25-02-13 / 2013
Новости отрасли
Проблемы несоответствия заявок грузоотправителей объемам, фактически предъявленным к погрузке

В начале февраля на Западно-Сибирской дороге с участием коллег с Красноярской магистрали состоялось заседание координационного совета, посвященного проблемам несоответствия заявок грузоотправителей объемам, фактически предъявленным к погрузке, и собственно ситуации с зимней отгрузкой продукции. Клиенты железных дорог в условиях нестабильности рынков перестраховываются и заказывают подвижной состав с резервом, что, однако, влечет негативные последствия как для ОАО "РЖД", так и для работы всей сети в целом.

Некорректное планирование

В соответствии с уже сформированными и переданными на дорогу прогнозными планами угольщики на 2013 год заявили объемы со значительным увеличением добычи и перевозок. Что называется, с запасом. Прирост, по мнению грузоотправителей, должен составить 24 млн т. Соответственно и дорога строит планы своей работы в привязке к партнерам. В то же время администрация Кемеровской области прогнозирует рост добычи угля к прошлому году лишь на 1,5 млн т.

Начальник Западно-Сибирского ТЦФТО Игорь Сарычев, озвучивая прошлогодние данные по погрузке продукции грузоотправителями, заявил, что в 2012 году сложилась негативная практика отказов от заявленного на подачу подвижного состава и не исключено вновь повторение этой ситуации. Больше всего таких отказов в прошлом году пришлось именно на угольные компании - лидеры прогнозного роста объемов отправки продукции в 2013 году. "Отклонения по отдельным грузоотправителям могли достигать 45%", - отметил И. Сарычев.

В общей картине по угольщикам ситуация выглядит не менее неприглядной: из 192 млн т, добытых в регионе, 90,2 млн отгружены шестью крупными компаниями с нарушениями условий договоренностей с дорогой.

Минусы ситуации очевидны. Мало того, что заказанные, но не востребованные вагоны засоряют инфраструктуру, это создавало и создает предпосылки к формированию некорректного финансового плана РЖД, а следовательно, расходов и эксплуатационных показателей.

С той же проблемой столкнулись и красноярцы. "Расхождения между заявками и фактом достигали 30%", - отметила первый заместитель начальника Красноярского ТЦФТО Ольга Михайлова.

Грузоотправители, в частности угольщики, не спешат комментировать претензии дорог, подтверждая, что просьбы уточнить и детализировать информацию по предъявлению грузов к перевозке в 2013 году они получили. К примеру, компания "Евразруда" после настойчивого напоминания со стороны РЖД внесет изменения в план на 2013-й: как оказалось, в компании принято решение об остановке всех видов работ по добыче и производству в Ирбинском филиале (Красноярский край). Начиная со второй декады и до конца года отгрузка железорудного концентрата здесь производиться не будет, и отклонение от годового прогноза по этой причине составит 400-500 тыс. т.

Ряд компаний ссылаются на сложности в прогнозном планировании. "Текущая ситуация на внутренних и внешних рынках оперативно сказывается на объемах отгрузок, а значит, на заказах подвижного состава, - сообщил пожелавший остаться неизвестным источник в одной из угольных компаний. - Именно поэтому планирование идет с колес, а планы - дело неблагодарное. Лучше в таких случаях перестраховаться и заказать лишнего, чем остаться без средств транспортировки своих грузов".

Зимний коллапс

Не менее важным на заседании координационного совета стал вопрос организации непосредственного процесса отгрузки продукции в осенне-зимний период.

Заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением ЗСЖД Денис Рахимжанов сообщил, что за два прошедших месяца зимы на дороге было отставлено от движения более 300 поездов: из-за неприема их отставляли на станциях погрузки и в пути следования. "Потеря погрузочных возможностей фактически по вине грузоотправителей из-за занятия инфраструктуры составила более 6 тыс. единиц подвижного состава. Причин для такого положения дел несколько", - считает Д. Рахимжанов.

Одна из них - неравномерность завоза грузов в течение года, что создавало малонапряженные условия для работы в весенне-летний период и практически невыполнимые условия выгрузки в осенне-зимний. Перепады достигали по отдельным предприятиям 30%.

Не меньше проблем в последние два месяца железнодорожникам доставляло отвлечение маневровых средств по подбору порожних вагонов после выгрузки по собственникам, несвоевременная постановка вагонов под выгрузку, непроизводительная занятость приемо-отправочных путей либо наличие кольцевых маршрутов, которые значительно осложняют работу предприятий по освобождению и последующей логистике подвижного состава. К примеру, несмотря на избыток порожних полувагонов различных операторских компаний и неоднократные предложения РЖД по оптимизации работы, у компании "Кузнецкие ферросплавы" в пользовании находятся кольцевые маршруты, которые из-под выгрузки на ст. Обнорская следуют в порожнем состоянии на ст. Водоканальная на север Кузбасса (350 км). Наличие данных кольцевых маршрутов значительно усугубляет работу предприятий по ст. Обнорская.

Ну и третий момент, на котором железнодорожники акцентировали свое внимание, - это использование низкоэффективных технологий производства выгрузочных операций либо устаревшее оборудование на фронтах выгрузки. Зимой на предприятиях Кузбасского региона допущено более 50 случаев поломки оборудования, что привело к завышению простоя вагонов под грузовыми операциями, занятости путей станций. Только в декабре по этим причинам потери по погрузке составили 3567 вагонов, за январь - 2137.

Грузоотправители, в свою очередь, перекладывают всю вину на операторов, которые не оптимально используют свой подвижной состав, направляя его в те регионы, где на данный момент ощущается наибольший спрос на отгрузку продукции. "Естественно, после введения системы маршрутизации на дороге количество операторов значительно поубавилось, - отметили в одной из угольных компаний, не пожелав назваться. - Но на отдельных станциях их все равно очень много".

В качестве примера называется Томь-Усинская ГРЭС, завоз на которую осуществляется с двух направлений. В прибывающем под выгрузку составе находятся вагоны различных операторских компаний. В итоге никто из них не знает, куда пойдут его вагоны после разгрузки, а РЖД необходимо, чтобы они пошли на одну станцию без переработки в пути следования. "Но нельзя здесь оставить одного оператора, с которым дороге, конечно, было бы удобно работать. Такой расклад стал бы поводом для разбирательств на уровне УФАС и судов с другими операторами, которых не пустят на этот маршрут", - заявил источник в компании.

В общих интересах

Озвученные проблемы станут основой для конкретных решений, которые лягут в протокол межрегионального координационного совета. Он будет направлен в РЖД, Минтранс и другие федеральные ведомства. Все эти вопросы так или иначе возникали и ранее, и дороги совместно с грузоотправителями Кузбасса искали идеальные компромиссы для организации максимально эффективного перевозочного процесса.

К примеру, ЗСЖД в 2012-м акцентировала свою работу на маршрутизации перевозок, в первую очередь порожнего подвижного состава.

В начале года маршрутами на дорогу входило 5% вагонопотока, а уже в декабре 2012-го этот процент составил 36%. При этом со станции Входная в Кузбасс отправлено более 90% порожних маршрутов.

В итоге в Кузбассе достигнуты такие объемы погрузки, которых не знали в лучшие годы предыдущей истории.

18 ноября 2012-го дорога поставила новый рекорд, когда погрузили за сутки 8733 вагона угля, что превысило установленный план почти на 600 вагонов. А среднесуточное отправление угля в ноябре составило более 8400 вагонов!

"Оптимизация работы с порожним подвижным составом будет идти и дальше, при этом уже очевидна необходимость перехода на полигонные технологии управления вагонными парками", - отметил начальник ЗСЖД Анатолий Регер.

Сейчас на Западно-Сибирской магистрали совместно с Октябрьской дорогой прорабатывается возможность организации транспортного коридора Кузбасс - Северо-Запад, который позволит организовать графиковое движение железнодорожных маршрутов с углем к морским портам Балтики, а также возврат порожних маршрутов обратно к местам погрузки, исключив тем самым заадресовку избыточного парка порожних вагонов.

Если сейчас всем заинтересованным сторонам - дороге, операторам, грузоотправителям - удастся найти компромиссы в корректном планировании и решить проблемы эффективной работы на этапе отгрузки продукции в Кузбассе, перевозочный процесс сделает еще один серьезный шаг на пути к своему совершенству.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер23.02.13Планирование в общих интересах