При положительном сценарии можно ожидать, что рынок рано или поздно вновь обретет баланс.
Несмотря на то, что рост тарифов РЖД на грузовые перевозки анонсировался заранее, не все грузовладельцы в полной мере готовы к этому событию и не совсем понимают его последствия для всего рынка. Сегодня нужно говорить не только о том, что с 1 декабря действующие тарифы будут проиндексированы на 13,8%, но и об индексации тарифа на контейнерные перевозки еще на 5% с 1 января. То есть большинство грузовладельцев фактически ждет повышения тарифа не на 13,8, а на 18,8%. И логично на этом фоне ожидать повышения цен от операторов, владельцев платформ, собственников полувагонов и других. Все это в итоге приведет к росту цен на перевозки, а следовательно, и росту цен для конечного потребителя.
Заявленные ФАС России и РЖД цели развития инфраструктуры за счет средств, полученных от повышения тарифов, понятны и обусловлены ситуацией на рынке. Проблемы на Дальнем Востоке, большое количество брошенных поездов на Московской и Свердловской железных дорогах прямо показывают, что сегодняшний уровень инфраструктуры РЖД не способен в полном объеме обработать возросший грузопоток, особенно когда речь идет о китайском направлении. Не хватает и людей, и локомотивов, и в целом инфраструктура изношена и требует обновления и ремонта. Поэтому цели понятны, вопрос лишь в том, будут ли на деле решены все эти проблемы! Если да, то от этого в итоге выиграет весь рынок грузоперевозок и можно будет ожидать уменьшения сроков доставки и возврата к рыночным ценам.
В сложившихся условиях можно прогнозировать очередной виток переориентации грузовладельцев с железной дороги на автомобильный транспорт. Да, в этом сегменте также растут ставки, но более прогнозируемо и не такими темпами, а сроки доставки намного меньше. Самим грузовладельцам можно лишь посоветовать уже сегодня учитывать рост тарифов в своей работе, искать новые маршруты доставки (например, морскую доставку в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска с последующим вывозом автотранспортом). Ну или рассматривать переход на автодоставку, если это позволяет специфика груза.
Алексей Каналин, заместитель генерального директора "ТРАСКО" по авиа и мультимодальным перевозкам
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
18.11.2024 |