18-11-24 / 2024
Новости отрасли
Проблемы на железной дороге есть, но будут ли они решены с помощью роста тарифов?

При положительном сценарии можно ожидать, что рынок рано или поздно вновь обретет баланс.

Несмотря на то, что рост тарифов РЖД на грузовые перевозки анонсировался заранее, не все грузовладельцы в полной мере готовы к этому событию и не совсем понимают его последствия для всего рынка. Сегодня нужно говорить не только о том, что с 1 декабря действующие тарифы будут проиндексированы на 13,8%, но и об индексации тарифа на контейнерные перевозки еще на 5% с 1 января. То есть большинство грузовладельцев фактически ждет повышения тарифа не на 13,8, а на 18,8%. И логично на этом фоне ожидать повышения цен от операторов, владельцев платформ, собственников полувагонов и других. Все это в итоге приведет к росту цен на перевозки, а следовательно, и росту цен для конечного потребителя.

Заявленные ФАС России и РЖД цели развития инфраструктуры за счет средств, полученных от повышения тарифов, понятны и обусловлены ситуацией на рынке. Проблемы на Дальнем Востоке, большое количество брошенных поездов на Московской и Свердловской железных дорогах прямо показывают, что сегодняшний уровень инфраструктуры РЖД не способен в полном объеме обработать возросший грузопоток, особенно когда речь идет о китайском направлении. Не хватает и людей, и локомотивов, и в целом инфраструктура изношена и требует обновления и ремонта. Поэтому цели понятны, вопрос лишь в том, будут ли на деле решены все эти проблемы! Если да, то от этого в итоге выиграет весь рынок грузоперевозок и можно будет ожидать уменьшения сроков доставки и возврата к рыночным ценам.

В сложившихся условиях можно прогнозировать очередной виток переориентации грузовладельцев с железной дороги на автомобильный транспорт. Да, в этом сегменте также растут ставки, но более прогнозируемо и не такими темпами, а сроки доставки намного меньше. Самим грузовладельцам можно лишь посоветовать уже сегодня учитывать рост тарифов в своей работе, искать новые маршруты доставки (например, морскую доставку в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска с последующим вывозом автотранспортом). Ну или рассматривать переход на автодоставку, если это позволяет специфика груза.

Алексей Каналин, заместитель генерального директора "ТРАСКО" по авиа и мультимодальным перевозкам

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

18.11.2024