16-08-24 / 2024
Новости отрасли
Проблема вывоза контейнеров с Дальнего Востока дошла до Минтранса

На совещании у замглавы Минтранса России Алексея Шило контейнерные операторы попросили вернуть три контейнерных поезда в сутки в направлении Дальнего Востока, чтобы, наконец, вывезти оттуда весь скопившийся импортный груз и снизить риски новых заторов. Дополнительные поезда из полувагонов и другие "полумеры" не решат проблему, полагают участники рынка, и тормозят рост импорта в Россию

Новый кризис затоваривания контейнерных терминалов в портах Дальнего Востока в начале августа предметно обсуждался на совещании в Минтрансе России под председательством заместителя министра Алексея Шило с участием представителей практически всех участников рынка контейнерных перевозок – стивидорных компаний, железнодорожных операторов, а также представителей РЖД, Росжелдора, Россморречфлота, ФТС России и отраслевых ассоциаций. Согласно протоколу совещания (копия есть в распоряжении InfraNews), на нем рассматривались текущие проблемы, оперативные меры РЖД и предложения операторов по их устранению.

Ситуация с контейнерными перевозками по Восточному полигону продолжает оставаться напряженной. По данным РЖД на 8 августа, в направлении станций Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 10 контейнерных поездов, всего в "брошенных" составах, отправленных в адрес дальневосточных грузополучателей, находилось 8 323 фитинговые платформы, следует из протокола. Среднесуточные объемы вывоза контейнеров с Дальнего Востока в первую неделю августа оказались на 3% выше, чем в целом в июле, но в сравнении с концом июля, в первую неделю августа объемы вывоза уменьшились на 1% до 3 417 TEU в сутки.

Загруженность морских терминалов продолжает оставаться на уровне 80%, мощности тыловых дальневосточных терминалы загружены на 50%. При этом объемы погрузки импортных контейнеров в полувагоны за первую неделю августа снизились на 5% (в среднем ежесуточно с Дальнего Востока уходит 6 таких составов), причем снижение погрузки контейнеров в полувагоны произошло именно на тыловых станциях (на 16%), тогда как на припортовых терминалах такие отправки выросли на 12% к уровню конца июля.

Представители РЖД на совещании доложили, что компания возобновила работу еженедельного штаба по вывозу контейнеров с Дальнего Востока, а правление компании рассматривает возможность предоставления скидки к тарифу на перевозку контейнеров в полувагонах со станции Забайкальск, где тоже наблюдаются задержки с отправкой груженых импортных контейнеров из Китая. Кроме того, в РЖД установили "контроль за объемом отправки контейнерных поездов в направлении Дальневосточной железной дороги", и доложили, что из центра страны поезда отправляются "с опережением графика" на 2 контейнерных поезда в сутки.

Представитель "Трансконтейнера" в ответ на запрос InfraNews подтвердил, что в портах Дальнего Востока "складывается сложная ситуация с вывозом импортных контейнеров". "Склад на терминале ООО "Восточная стивидорная компания" (ВСК) в Находке из-за дефицита подвижного состава для отгрузки по железной дороге практически полностью заполнен", – сообщили в компании, добавив, что срок ожидания погрузки "при нормальных условиях работы" составлял 5-7 суток, а теперь доходит до 25 дней.

В компании "Сухой порт Находка" сообщили InfraNews, что ситуация остается напряженной, но на некоторых станциях в Сибири, где дальневосточные импортные контейнеры перегружаются из полувагонов на платформы, уже наметилась положительная динамика. По данным компании, с июля количество контейнеров, ожидающих перегрузки из полувагонов на платформы на станциях Западно-Сибирской железной дороги, уменьшилось почти в два раза с около 400 вагонов в июле до около 200 в августе. При этом срок ожидания погрузки продолжает оставаться в диапазоне от 2 до 2,5 недель.

По итогам совещания Минтранс поручил РЖД, Евразийскому союзу перевозчиков (ЕСП) и крупнейшим участникам рынка в недельный срок представить предложения по нормализации ситуации. В частности, ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (входит в FESCO) рекомендовано организовать регулярный вывоз импортных контейнеров на тыловые терминалы и совместно с ЕСП провести детальный анализ баланса экспортных и импортных грузопотоков и потребностей терминала в подвижном составе под погрузку. РЖД, в свою очередь, поручено включить в работу еженедельного штаба по вывозу дальневосточных контейнеров представителей Западно-Сибирской железной дороги, на станциях которой контейнеры из полувагонов перегружаются на платформы для отправки в центр страны.

В ЕСП сообщили InfraNews, что формирование предложений по улучшению ситуации на Дальнем Востоке сейчас находится в активной фазе, пообещав направить развернутый комментарий позже.

Как и другие опрошенные InfraNews операторы, в "Трансконтейнере" называют главной причиной нехватки фитинговых платформ на Дальнем Востоке снижение лимита наряд-заказов для входа контейнерных поездов на Восточный полигон из центра страны и, в частности, со станций Московского транспортного узла. Это происходит "несмотря на то, что провозная способность Восточного полигона продолжает расти, а вывоз контейнеров из портов в полувагонах не решает проблему полностью", – отметили в "Трансконтейнере".

Для решения проблем, в компании считают необходимым "обеспечить общий технический план перевозок контейнеров на Восточный полигон не ниже, чем он фактически сложился в сентябре-декабре 2023 года" (тогда действовали президентские поручения о назначении трех дополнительных ежесуточных поездов на Дальний Восток), а конкретно для терминала ВСК в "Трансконтейнере" предлагают добавить два контейнерных поезда в сутки с экспортными грузами из европейской части страны. В качестве "развой меры" компания просит РЖД "разрешить передислокацию 10 составов из порожних фитинговых платформ" "Транконтейнера" на ВСК и 5 аналогичных порожних состава на свой терминал "Базаиха" в Красноярске с экспортными грузами, заявляя при этом о готовности принимать на этих станциях поезда длиной до 100 условных вагонов.

В операторской компании "Новая логистическая" тоже убеждены, что без достаточного обеспечения дальневосточных терминалов фитинговыми платформами проблема с вывозом импорта не решится. "Мы можем идти на полумеры и использовать для отправки контейнеров полувагоны, но когда у операторов уже сейчас нет фитинговых платформ на станциях перегрузки в Иркутске и Новосибирске, мы просто смещаем проблему", – констатировал InfraNews заместитель генерального директора компании Петр Айрапетов.

По его словам, раньше полносоставные контейнерные поезда курсировали "с высокой скоростью и понятным расписанием, а сегодня мы, фактически, утратили эти преимущества". "При этом требования к операторам усиливаются, например, по минимальной длине состава", – напомнил InfraNews топ-менеджер "Новой логистической". Все операторы понимают, что РЖД скованы целым рядом правительственных поручений по вывозу угля, нефтепродуктов и других важных для страны грузов, "но если не решить проблему с дефицитом платформ сейчас, о развитии импортных перевозок на Дальнем Востоке можно будет забыть", – заключил Петр Айрапетов.

Отраслевые эксперты полагают, что у операторов есть шанс добиться возвращения трех дополнительных ежесуточных контейнерных поездов с экспортом на Дальний Восток. По мнению президента Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Павла Иванкина, переход на высокую должность в Минтранс Алексея Шило, который и ранее, будучи главой ЦФТО РЖД, активно вовлекался в проблемы контейнерных операторов, позволяет им рассчитывать, что голос рынка как минимум будет услышан, а предложения сообщества будут рассмотрены в приоритетном порядке.

Подробнее о главных тенденциях на российском и мировом контейнерном рынке читайте в свежем исследовании InfraNews "Контейнерный отчет по итогам I полугодия 2024 года".

 

ИсточникДатаНаименование материала
InfraNews.ru16.08.2024