25-04-11 / 2011
Новости отрасли
Проблема дефицита подвижного состава решаема при помощи биржи вагонов и более совершенного регулирования

Владимир Хорошилов, заместитель гендиректора Brunswick Rail: Тема дефицита железнодорожного подвижного состава неоднозначна. Есть как минимум два аргумента против реального существования этой проблемы. Первый - количество вагонов в настоящее время не меньше, чем в 2007 году, когда и погрузка, и грузооборот были примерно на сегодняшнем уровне. Второй - ни одна из компаний не заявляет о реальных срывах планов вывоза продукции.

Так или иначе, проблема дефицита вагонов действительно существует. Причина ее лежит в революционном изменении экономических отношений в железнодорожных перевозках, происшедших в прошлом году. Во-первых, изменилась тарифная политика, причем не де-юре, а де-факто, и неявная оплата порожнего пробега стала явной. В результате все грузоотправители попали в неравные условия. Кто-то стоит в периметре грузопотока и, возможно, даже получает скидки, а кто-то в стороне от этих потоков, поэтому его логистические затраты сразу выросли. Во-вторых, теперь весь парк вагонов стал приватным, это тоже повлияло на возникновение проблемы дефицита вагонов.

Железнодорожные перевозки в плане математической модели - это динамическая система массового обслуживания, и на эту модель сейчас оказали внешнее воздействие, изменив тариф и принадлежность парка. Система вышла из равновесия. Воздействие на систему повлекло полное изменение информационного поля. Если ранее грузоотправитель стопроцентно представлял, кто ему может оказать услугу (был один перевозчик и экспедитор - РЖД), то сегодня многие компании просто не получают информации о том, кто, на каких условиях и как может осуществить им перевозки. То же можно сказать и про операторов. Тем самым мы должны отметить факт разрыва информационной цепочки внутри системы.

На вопросы, что делать и что может нормализовать ситуацию, есть два ответа. Первый - это время. Ведь любая динамическая система, выведенная из равновесия при отсутствии постоянного или фатального для нее воздействия, рано или поздно все равно приходит в состояние равновесия. Второе - поскольку эта система управляемая, наши действия могут либо продлить процесс неустойчивости, либо привести к его быстрому затуханию.

Какие же позитивные шаги можно предпринять? Во-первых, создать биржу вагонов. Это то, что позволит сегодня связать клиента и оператора вагонов в едином информационном поле. Во-вторых, усовершенствовать тарифное регулирование в части унификации порожнего пробега. В-третьих, разработать новую систему управления движением, где человеческий фактор будет сведен к минимуму, а любые изменения и возникшие ограничения должны моментально учитываться и транслироваться в управляющие воздействия. В-четвертых, усовершенствовать транспортную логистику предприятий, добиваясь минимизации издержек при прозрачности затрат по всей цепочке. В-пятых, начать эксплуатацию вагонов нового поколения. Вагоны нового поколения - это вагоны с увеличенной грузоподъемностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками. Поступательное движение в этих направлениях позволит уже в скором времени забыть выражение "дефицит вагонов".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily25.04.11Проблема дефицита подвижного состава решаема