02-03-11 / 2011
Новости отрасли
Пробелы в законодательстве не позволяют гарантировать безопасную доставку горючих грузов

На ДВЖД остаётся высоким число отцепок неисправных цистерн с грузом. Однако несовершенство законодательной базы не даёт дороге возможности влиять на грузоотправителя при использовании им неисправного подвижного состава при перевозке нефтепродуктов.

Несмотря на постоянную профилактику, по итогам 2010-го ДВЖД занимает первое место на сети по количеству выявленных инцидентов с опасными грузами.

По данным ревизорского аппарата дороги, основной грузоотправитель, по вине которого на дороге допускаются течи нефти и нефтепродуктов, – ЗАО «ЮКОС-Транссервис». На него приходится 49% от всех случаев, создавших потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на ДВЖД.

Как сообщил замначальника ДВЖД, главный ревизор по безопасности движения Павел Дёмин, в прошлом году на дороге в пути выявлено 33 инцидента с вагонами ЗАО «ЮКОС-Транссервис». Из них 21 вагон отправлен с Комсомольского НПЗ (станция отправления Дзёмги ДВЖД). Ещё 12 вагонов, отцепленных на ДВЖД, везли продукцию с Ангарского НПЗ (станция Суховская ВСЖД). В зоне риска оказались населённые пункты, расположенные вдоль дороги в Хабаровском крае и Приморье.

Ситуация не улучшается и в этом году. В январе отцеплено пять неисправных цистерн. Четыре из них были отправлены ЗАО «ЮКОС-Транссервис»: две с Суховской и две со станции Дзёмги. «Вместе с тем согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта перед наливом именно грузоотправитель должен проверять исправность котлов, запорной арматуры, универсальных сливных приборов цистерн. А в соответствии с Правилами перевозки жидких грузов наливом он должен документально подтвердить перевозчику, что это требование выполнено», – рассказывает ревизор Александр Луценко.

Работникам станции Дзёмги грузоотправитель такой документ предоставляет. Но, пользуясь тем, что данное положение в законе не конкретизировано, даёт гарантию лишь от места погрузки до выхода подвижного состава на пути общего пользования. В данном случае это расстояние не превышает 2 км. «То есть «ЮКОС-Транссервис» гарантирует пропуск опасного груза лишь по своим подъездным путям, снимая с себя ответственность за дальнейшее прохождение цистерн до станции назначения», – поясняет Александр Луценко.

Вместе с тем, продолжает он, ст. 6 ФЗ «О железнодорожном транспорте» гласит, что подвижной состав, который выпускается на пути общего пользования, должен соответствовать установленным требованиям безопасности. И дело не только в нарушениях закона. Неисправности цистерн, нарушения технологии их осмотра и подготовки для погрузки наливных грузов дают о себе знать в пути следования. При обнаружении течи цистерна отцепляется, в результате – сбой в графике движения. В наиболее опасных случаях нефтепродукт перекачивается, причём дорога не имеет собственного вагонного парка. А на приватные вагоны, занимаемые для перегруза, представители собственника не предоставляют свидетельства об исправности котлов и запорной арматуры. Фактически дорога берёт на себя ответственность как за использование цистерн, занятых под перегруз, так и за дальнейшее их транспортирование на станцию выгрузки.

При этом железнодорожники несут расходы за маневровые работы, перегруз нефтепродуктов, сбой в графике движения. Отвлекаются люди и техника – для обеспечения безопасности задействуется пожарный поезд. При этом ни разу, уточняют ревизоры, в том числе и при выявлении течей на станции Комсомольск-сортировочный, которая находится в непосредственной близости от станции Дзёмги, в устранении инцидентов не участвовали представители ЗАО «ЮКОС-Транссервис». А ведь согласно ст.19 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель несёт ответственность за произошедшие по его вине в процессе перевозки аварийные ситуации. В ЗАО признают, что проблема есть.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.03.11Течь не по правилам