23-12-20 / 2020
Новости отрасли
Пробел в законодательстве

Вячеслав Толмачев, начальник Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания До конца года должен быть разработан порядок таможенного оформления контрейлеров на железнодорожных пунктах пропуска.

Для обеспечения перевозки импортного груза, а также расширения грузовой базы за счет переключения его с автомобильного на железнодорожный транспорт в Забайкальском ТЦФТО принято решение об организации контрейлерных перевозок по маршруту Забайкальск – Маньчжурия – Забайкальск.

Ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) начиная с апреля этого года грузоотправители и грузополучатели столкнулись с трудностями при работе с автотранспортом на погранпереходе Забайкальск из-за введенных китайской стороной ограничений. Если в прошлом году границу пересекали, по оценкам Забайкальского ТЦФТО, около 100 фур в день, то с введением карантина это число опустилось до 25.

Это привело к скоплению автомобилей в очереди на погранпереходе, в отдельные периоды "пробка" доходила до 600 большегрузных машин. Сейчас порядок допуска автомобилей определен обеими сторонами, и скопления фур в Забайкальске уже нет, однако высокая потребность в перемещении товаров через границу сохранилась – груз простаивает в Маньчжурии в ожидании отправления. Срок действия этого ограничения неизвестен.

Именно поэтому стала актуальной тема контрейлерных перевозок. На первом этапе было решено произвести опытную перевозку порожнего полуприцепа из Забайкальска в Маньчжурию, загрузить его товарами в Китае и вернуть в груженом виде из Маньчжурии в Забайкальск. Для эксперимента была проведена большая подготовительная работа. Так, станция Забайкальск открыта по параграфу "К" Тарифного руководства № 4, разработаны технология работы и схема погрузки полуприцепа на платформу, совместно с АО "Федеральная грузовая компания" заадресована контрейлерная платформа модели 13-5205, найдены заинтересованный клиент и контрагент, обеспечивающие работу на китайской стороне. Наконец для совершения данной транспортировки перевозчик в лице ОАО "РЖД" подготовил документы с целью таможенного оформления перемещаемого полуприцепа в качестве автомобильного транспортного средства международной перевозки. Документы были оформлены согласно требованиям таможенного законодательства, установленным для автомобильных перевозок. То есть полуприцеп в этой перевозке рассматривался не как груз, а именно как транспортное средство, зарегистрированное на территории России, только передвигающееся не самостоятельно либо тягачом, а перемещаемое на железнодорожной платформе.

Однако таможенным постом ЖДПП "Забайкальск" в оформлении автотранспортного средства было отказано по причине отсутствия полномочий у железнодорожного таможенного поста на оформление автомобильных транспортных средств. Можно было бы вывезти полуприцеп как товар, а потом ввезти его обратно в таком же статусе, но в таком случае на его владельца возлагалась бы уплата вывозных пошлин, что увеличивает себестоимость перевозки в целом и снижает ее привлекательность. На соседнем автомобильном пункте пропуска фуры пересекают границу именно как транспортные средства международной перевозки, а не как товары.

Таким образом, Забайкальским ТЦФТО и станцией Забайкальск выявлен пробел в законодательном регулировании контрейлерных перевозок, который заключается в отсутствии разработанного Федеральной таможенной службой порядка таможенного оформления контрейлерных перевозок в железнодорожных пунктах пропуска.

Согласно протоколу совещания ОАО "РЖД" и ФТС от 27 мая этого года, указанные ведомства до конца 2020 года должны разработать процесс организации государственного контроля международных контрейлерных перевозок, а также на его основе оформить предложения по их нормативно-правовому обеспечению.

Надеюсь, готовность Забайкальской железной дороги к осуществлению контрейлерных перевозок будет стимулировать таможенные органы по скорейшей подготовке нормативно-правовой базы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.12.2020