03-04-15 / 2015
Новости отрасли
Призыв остановиться

Из-за антироссийских санкций Латвия теряет транзитные грузы

Министерство сообщения Латвийской Республики опубликовало доклад, основной темой которого является негативное влияние санкций, введенных против Российской Федерации, на транспортную отрасль Латвии.

"В 2014 году объем транзита угля и нефтепродуктов через порты Латвии составил 46,33 млн тонн, по железной дороге – 32,56 млн тонн.

Потеря 1 млн евро в железнодорожном транзите – потеря 0,75 млн евро валовой прибыли, 30 рабочих мест и 0,22 млн евро налогов и убытки 2,39 млн евро для участвующих в перевозках компаний", – сообщается в тексте доклада.

Согласно документу, в затруднительном положении оказался и порт Вентспилс.

"Доля транзитных грузов в порту Вентспилс наиболее высока, поэтому двусторонние санкции Россия – ЕС более всего ударили по его экономическим показателям. В 2014 году грузооборот порта снизился на 8,9%. Количество навалочных грузов в порту в 2014 году снизилось на 22,9%, в том числе объем переработанного угля – на 21,4%. Вентспилс переработал в 2014 году примерно на 1,6 млн тонн угля меньше, чем в 2013 году",– отмечают в ведомстве.

Пресс-секретарь Латвийской железной дороги Марис Озолс рассказал "Гудку" о текущей ситуации:

– Объемы транзита сейчас находятся примерно на уровне 2013 года. Это немного меньше, чем в 2014 году, но все же пока объемы грузов остаются на довольно неплохом уровне. Естественно, мы сейчас очень активно работаем над сохранением грузовых потоков. Надеемся, что транзитный грузопоток сможет сохраниться хотя бы на том уровне, который есть сейчас.

В Вентспилсском порту к сложившейся ситуации относятся менее оптимистично. В пресс-службе порта отмечают, что за первые два месяца текущего года объемы грузооборота составили 4,8 млн тонн, что на 18,3% меньше, чем в аналогичный период 2014 года. По словам управляющего портом Иманта Сармулиса, десятки миллионов тонн грузов из РФ заменить нечем. Управляющий считает, что на сокращение объемов грузопотока больше всего повлияло снижение перевалки каменного угля под влиянием ответных российских санкций. На данный момент убытки насчитывают 500 тыс. евро ежемесячно. Около 10% этой суммы недополучает государство, еще 10% – местное самоуправление.

"Теоретически Россия может ужесточить транзитные потоки, административно введя различные ограничения, неожиданно начав планово-предупредительный ремонт на основных транзитных трассах, изменить тарифы и многое другое. Это усугубит ситуацию в деловом и туристическом секторах экономики Латвии. Удивительно, что Россия этого еще не сделала", – опасаются в министерстве. В ведомстве считают, что санкции продолжать бессмысленно.

Директор департамента транзитной политики Министерства сообщения Латвийской Республики Андрис Малдупс прокомментировал для "Гудка" главные проблемы, обозначенные в докладе: "Геополитическая ситуация, которая сейчас существует, негативно влияет на наш транзитный и логистический бизнес. Европейские санкции затронули шахту "Заречная", мы потеряли некоторые угольные грузы. Существует эмбарго на продовольственные продукты, также проблема коснулась и автоперевозчиков. Пострадал транзит через Россию. Если мы ищем какие-то альтернативные рынки в Центральной Азии, тогда нам все равно нужен транзит через РФ. Если смотреть шире, то можно сказать, что экономическая активность в целом, курс валют, объемы российского импорта снизились в последнее время. Объемы грузооборота европейского экспорта тоже в целом снизились. Вопрос отмены санкций решает не Латвия. Мы можем только констатировать, что они в любом случае негативно влияют. Потери несут и с одной стороны, и с другой".

Планировалось, что доклад Министерства сообщения будет рассмотрен 24 марта 2015 года, однако обсуждение документа отложили. "Ассоциация логистики и транспорта, некоторые портовые и железнодорожные предприятия написали письмо с просьбой отложить рассмотрение данного вопроса, поскольку они видят и другие нюансы, которые негативным образом влияют на грузоперевозки. Мы сейчас работаем совместно с этими организациями, чтобы внести корректировки в окончательный вариант текста доклада",– рассказал Андрис Малдупс.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152003.04.2015