09-08-15 / 2015
Новости отрасли
Призрак лишнего

Проблема профицита грузовых вагонов актуальна не только для России – с этой проблемой в том или ином качестве сталкиваются и другие администрации "пространства 1520". В такой ситуации задача повышения эффективности использования парка при организации грузоперевозок становится существенно сложнее.

Два узла

Александр Шаповалов, член правления - заместитель генерального директора ООО "УК "РэйлТрансХолдинг":

- В первую очередь эффективность использования грузовых вагонов можно повысить двумя способами - это снижение профицита вагонов на сети РЖД и повышение скорости грузовых поездов. По поводу снижения профицита и списания старых вагонов сказано уже предостаточно, остается дождаться окончательного решения, так что сейчас больше внимания необходимо уделить скоростным параметрам. Кстати, реализация первого способа поможет и в реализации второго - избыточные вагоны занимают чужое место, вследствие чего скорость перевозок неуклонно падает. Также повысить скорость поможет повышение качества инфраструктуры: ремонт и модернизация, а кроме того, строительство дополнительных путей на крупных железнодорожных узлах, расширение пропускных мощностей там, где это требуется.

Центр

Сергей Бугаев, заместитель начальника ГП "Управление промышленных предприятий "Укрзализныци":

- Несомненно, для увеличения эффективности использования грузовых вагонов стоит уменьшить их простой и уменьшить порожний пробег, если говорить вкратце. Но также стоит учитывать, что структура использования собственного вагона отличается от инвентарного. Кроме того, я считаю, что для повышения эффективности использования вагонов необходимо создание общего координационно-информационного центра грузовых перевозок, где вся необходимая информация в открытом виде будет формироваться из заявок на перевозку грузов непосредственно грузоотправителями и наличия порожнего на станциях погрузки и станциях подхода. Тут необходима структура совместного участия в перевозочном процессе как собственников грузовых вагонов, так и железнодорожной структуры перевозчика.

Сосед

Рахметолла Кудайбергенов, директор департамента маркетинга грузовых перевозок АО "НК "Казахстан темир жолы":

- В сегодняшней ситуации падения рынка перевозок и снижения цен на нефть у КТЖ складывается непростая ситуация с экспортной продукцией. Президент Казахстана поручил компании изыскивать дополнительные резервы. В частности, ориентироваться на высокодоходные транзитные грузы. В рамках такой установки КТЖ начало развивать направление Китай - Европа и обратно. Ориентация на развитие контейнерных перевозок видится нам наиболее перспективной. Во-первых, Китай обещает нам нарастить существующие объемы, во-вторых, идут переговоры с российским перевозчиком по поводу развития пограничного перехода через Туркменистан для контейнерных перевозок в Иран и Персидский залив, и, в-третьих, контейнеры в отличие от грузовых вагонов не подвергаются перегрузке на всем пути следования. С другой стороны, конечно, более половины всей экспортной продукции страны аккумулируется в России. И нам необходимо удержать этот рынок. Поэтому мы переориентировали другой подвижной состав - грузовые вагоны - на региональные направления, Россию и Центральную Азию, оптимизировав, таким образом, их использование.

Мимо груза

Юрий Гуцу, заместитель председателя Ассоциации экспедиторов Молдовы:

- К вопросу о повышении эффективности использования грузового парка нам надо еще идти и идти. Для начала необходимо загрузить вагоны, а для этого нам нужен груз. В местных и экспортных перевозках за полугодие потери составили 42%. Общий объем перевозок также снижается. Сейчас мы, по сути, сталкиваемся с проблемой избытка парка. И в нашем случае чуть ли не единственным выходом стала фактическая сдача парка зарубежным администрациям - там он хотя бы гарантированно работает и приносит деньги. Впрочем, в настоящее время профицит парка является серьезной проблемой на "пространстве 1520". Как бы то ни было, сначала нам необходимо вернуть грузы с альтернативных видов транспорта. Нужны серьезные капиталовложения, предусматривающие в том числе реализацию публично-приватных проектов - создание института приватного парка, создание специализированных операторов с сохранением эксплуатации тягового подвижного состава за госпредприятием. Словом, то, чем занималась Россия десять лет назад. Но при этом цены на пользование вагонами надо сохранить приемлемыми, необходимо заранее думать о конечном продукте и его себестоимости.

Конкуренция

Тоомас Уйбоурин, директор по стратегическому развитию управляющей компании АО "Эстонская железная дорога" (AS Eesti Raudtee):

- Главный способ повышения эффективности грузоперевозок - это их маршрутизация. Именно маршрутизация позволяет использовать подвижной состав максимально эффективно и перевозить предельные объемы грузов. Для грузоотправителей, которые помогают нам в организации перевозок, мы даже предоставляем скидку до 10%, это предложение пользуется определенным спросом, и, с нашей точки зрения, это направление необходимо развивать и дальше. Впрочем, в нашей ситуации надо больше думать не об оптимизации работы парка, а о конкуренции с альтернативными видами транспорта, так как, если парк загружен не на 100% и вагоны стоят, эффективность их использования отходит все же на второй план. Сейчас мы столкнулись с оттоком грузов на автотранспорт, причем не только на коротких расстояниях, но при организации дальних международных перевозок. А для решения этой проблемы мы должны пересмотреть нашу ценовую политику, так как высокая стоимость перевозок - главная причина сложившейся ситуации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.08.2015