12-11-13 / 2013
Новости отрасли
Признание РЖД участником ж/д картеля в Кузбассе может повлиять на финплан

Решения федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, признавшей ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) участником картеля ж/д перевозчиков угля в Кузбассе в 2011 году, может негативно повлиять на финансовую устойчивость монополии в условиях заморозки грузовых тарифов в 2014 году, опасаются в правительстве РФ.

Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, состоявшегося в конце октября (с его содержанием ознакомился "Интерфакс"), влияние этого решения ФАС до рассмотрения финплана РЖД в кабинете министров (как ожидается, состоится 14 ноября) должны оценить Минтранс, Минэкономразвития, Минфин, Федеральная служба по тарифам, глава Открытого правительства Михаил Абызов.

Как сообщалось ранее, в сентябре антимонопольная служба признала РЖД, администрацию Кемеровской области и 16 ж/д операторов, которым было предоставлено эксклюзивное право обслуживать предприятия Кузбасса, нарушившими закон о конкуренции. "ФАС установила, что в октябре 2011 г. (нарушители - ИФ) под предлогом борьбы с заторами на ж/д путях, препятствующими отгрузке угля, приняли решения об уменьшении количества операторов, предоставляющих вагоны для вывоза угля с территории Кузбасса. В результате число участников рынка этих услуг в Кемеровской области должно было сократиться с 230 до 16", - говорится в сообщении.

За 2011 г. количество полувагонов, простаивающих на железной дороге без грузовых операций более пяти суток, действительно увеличилось на 64%. В результате к осени 2011 г. в Кузбассе наметился транспортный коллапс. В октябре 2011 г. глава региона Аман Тулеев пожаловался на ситуацию тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву. Через две недели в Кемерово провели совещание, по итогам которого и был подписан протокол, определивший новый порядок вывоза угля из региона: власти области отобрали операторов, с которыми были заключены соглашения на вывоз грузов. Угольщикам же рекомендовали грузить уголь только в вагоны этих операторов, а РЖД не принимали заявки на перевозку в Кузбасс порожних полувагонов других ж/д компаний.

По мнению ФАС, в результате таких действий рынок был поделен "по территориальному принципу, составу покупателей и объему продаж", а участники сговора создали условия, ограничивающие доступ на рынок для других ж/д операторов (запрет на это содержится в пунктах 3 и 4 статьи 16 закона "О защите конкуренции"). Также ведомство выявило, что поручение президента РФ по исправлению ситуации с вывозом угля из Кузбасса, на которое ссылались ответчики по делу, не содержало конкретных указаний о мерах решения проблемы. "(Оно - ИФ) использовано участниками соглашения в качестве оправдания своих незаконных действий", - заявлял антимонопольный орган. При этом, по сути, ограничения не решили проблем с вывозом угля из Кемеровской области, подчеркивал заместитель руководителя ФАС Александр Кинев.

В числе операторов, на которых распространяется решение антимонопольной службы - ОАО "Первая грузовая компания" и ООО "Независимая транспортная компания" Владимира Лисина, ОАО "Федеральная грузовая компания" ("дочка" РЖД), ЗАО "Нефтетранссервис" братьев Аминовых и их партнеров, ООО "ТК "Новотранс" группы "СДС", ОАО "Новая перевозочная компания" и ООО "Ферротранс" группы Globaltrans, ООО "ТрансГрупп АС", ОАО "Сибирская энергетическая угольная компания", ООО "Мечел-Транс", ООО "РГ-Транс", ЗАО "Евросиб СПб - Транспортные системы", ООО "Сибуглеметтранс", ООО "Запсибтранссервис", ООО "РВД-Сервис", ООО "Фирма "Транзит-плюс". Конкретные суммы штрафов, которые могут быть выставлены участникам картеля, тогда, правда, не назывались.

Также, согласно протоколу, перед заседанием правительства ведомства и РЖД должны обсудить еще ряд проблемных вопросов. В частности, финансовый план и инвестиционная программа монополии на 2014-2016 гг. должна быть доработана "с учетом необходимости увеличения прогноза роста грузооборота" (в 2014 г. компания ожидает увеличения погрузки лишь на 0,4%, грузооборота - на 0,7%). Кроме того, планируется зафиксировать абсолютный размер затрат на электроэнергию в 2014 г. на уровне 2013 г., а также определить размер индексации нефтяных тарифов (РЖД предлагали увеличить их на 6%, но Минэкономразвития высказалось против, предложив монополии самостоятельно увеличивать эти тарифы на отдельных направлениях в рамках предоставленного "тарифного коридора").Предстоит определить и размер субсидий РЖД в условиях заморозки грузовых тарифов в 2014 г.

Вместе с тем, ведомства должны будут посчитать объем финансирования проекта по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, "исходя из первоочередных задач по проектированию и резервированию земли" (саму идею прокладки ВСМ правительство пока, правда, отодвинуло на второй план, рассчитывая получить от РЖД дополнительное финансово-экономическое обоснование). Также чиновники просчитают возможность дальнейшей оптимизации затрат монополии в 2014 г. До 20 декабря Минтранс, РЖД и экспертный совет при правительстве должны будут подготовить карту рисков при исполнении финансового плана инвестиционной программы перевозчика в 2014-2016 гг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс11.11.13Признание РЖД участником ж/д картеля в Кузбассе может повлиять на финплан