09-08-15 / 2015
Новости отрасли
Признали эффективность

Новая магистраль повысит оценку дорог Азербайджана и Грузии

Рейтинговое агентство Fitch Ratings опубликовало отчет по транспортному сектору стран бывшего СССР (не включая Россию) в 1-й половине 2015 года, согласно которому одним из позитивных факторов, влияющих на бизнес-профиль Азербайджана и Грузии, является ввод в эксплуатацию железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК).

Замедление экономики и волатильность валютных курсов могут оказать давление на финансовые показатели железнодорожных транспортных компаний стран бывшего СССР, заметили эксперты Fitch Ratings.

Согласно отчету, объемы грузовых железнодорожных перевозок продолжили падать в большинстве стран региона в течение 5 месяцев 2015 года, и ожидается, что они останутся слабыми и во 2-й половине года на фоне более низких темпов роста ВВП в этих странах.

По данным специалистов, железнодорожные предприятия испытывают конкурентное давление, поскольку зависят от перевозок нефти, а ее транспортировка продолжает смещаться в сторону трубопроводных перевозок. Однако ввод в эксплуатацию железнодорожной линии БТК повысит значимость "Азербайджанских железных дорог" (АЖД) и Грузинской железной дороги (ГЖД) в перевозках грузов в регионе и укрепит их бизнес-профиль.

Эксперт по инфраструктуре Всемирного банка в Азербайджане Гаджи Гусейнов не сомневается: рейтинговые агентства связывают деятельность АЖД с ценой на нефть, которая заметно потеряла в стоимости, но уверен, что инфраструктурные проекты, в частности БТК, действительно могут улучшить такие показатели.

Перспективность проекта подтвердил и заместитель начальника службы движения департамента грузовых перевозок ГЖД Давит Гогишвили.

"Конечно, проект предполагает увеличение объемов перевозок в год для Грузии примерно на 2–3 млн тонн грузов с дальнейшим увеличением", – уточнил эксперт. БТК важна для развития не только грузовых, но и пассажирских перевозок, считает господин Гогишвили.

Напомним, что Азербайджан, Грузия и Турция в 2007 году заключили соглашение о создании железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс протяженностью примерно 281 км, включая реконструкцию участка железной дороги Ахалкалаки – Тбилиси в Грузии. Азербайджан выделил на грузинскую часть $775 млн кредита. Максимальная пропускная способность коридора достигнет 17 млн тонн грузов в год.

В отчете Fitch Ratings указано, что рейтингуемые железнодорожные транспортные компании зависят от колебаний валютного курса, хотя и в разной степени.

Между тем в случае устойчивого ослабления местных валют возможно негативное влияние на их кредитоспособность. В конце 2014 года Fitch также прогнозировало усиление негативного давления на железнодорожные компании из-за слабости национальной валюты. Тогда речь шла о России, Казахстане и Украине.

"Отсутствие роста тарифов в Казахстане окажет дальнейшее давление на самостоятельную кредитоспособность АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ. – Ред.)", – пояснили в агентстве.

В то же время Европейский банк реконструкции и развития и КТЖ подписали кредитное соглашение о предоставлении синдицированного займа в пользу компании в размере $300 млн, из которых $150 млн выделили коммерческие банки. А общий объем их финансирования значительно превысил требуемую сумму для заключения сделки, предполагая, таким образом, высокое доверие кредиторов к железнодорожному предприятию.

Директор департамента маркетинга грузовых перевозок КТЖ Рахметолла Кудайбергенов отмечает, что повышение тарифов не универсальный рецепт спасения компании. И хотя рынок зависит от падающей цены на нефть, правительство зачастую просит железнодорожную компанию как можно больше ориентироваться на предоставление экспортно ориентированным компаниям, зависящим от тарифов, преференций, скидок и мер поддержки.

"В этой связи мы чутко реагируем на изменение конъюнктуры, а все унифицированные тарифы, регулирующиеся антимонопольным органом, стараются не повышать с учетом обстановки и в соседних государствах, в том числе России", – заметил Рахметолла Кудайбергенов.

Однако специалист не исключает вероятности повышения тарифов с точки зрения их корректировки по уровню инфляции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.08.2015