02-10-13 / 2013
Новости отрасли
Приволжская железная дорога проводит работу по обеспечению грузовых перевозок и улучшению использования подвижного состава

В рамках межрегиональных и региональных координационных советов Приволжская железная дорога проводит работу по обеспечению грузовых перевозок и улучшению использования подвижного состава. Во взаимодействии

с участниками перевозочного процесса особых успехов удалось достичь прежде всего в повышении уровня маршрутизации отправления грузов и заключении договоров на отстой временно не задействованных порожних вагонов.

Инструмент настроен

В условиях проводимой государством реформы железнодорожной отрасли кардинально изменилась картина рынка грузоперевозок. Ликвидация парка грузовых вагонов, принадлежащих перевозчику, появление новых участников технологической цепочки процесса организации перевозок грузов (компаний - операторов подвижного состава) - все это потребовало внедрения новых механизмов взаимодействия участников перевозочного процесса.

Важным инструментом выстраивания стабильных отношений между ОАО "РЖД", грузовладельцами, операторами подвижного состава, бизнес-сообществом и органами власти регионов полигона обслуживания Приволжской железной дороги стали координационные советы (КС), организованные в конце 2011 года. Они, по сути, выполняют роль площадки для обсуждения возникающих проблемных вопросов участников рынка грузовых перевозок, выявления их потребностей, разработки взаимоприемлемых решений. В целях улучшения обслуживания грузовладельцев Приволжской и Северо-Кавказской железных дорог на совместном полигоне организована работа Межрегионального координационного совета.

Работа координационных советов построена на регулярной основе, что обеспечивает системный подход, эффективность и результативность при реализации принимаемых решений. Среди вопросов, которые рассматривались на заседаниях КС, стоит выделить следующие:

- организация технологии работы грузовладельцев в условиях ликвидации инвентарного парка вагонов;

- организация обслуживания грузоотправителей малого и среднего бизнеса;

- погрузка в сегменте низкодоходных грузов в условиях незначительной коммерческой привлекательности этих перевозок для компаний-операторов;

- реализация целевых программ завоза инертных материалов для нужд дорожно-строительных комплексов Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей с полигонов обслуживания ПривЖД и СКЖД;

- организация вывоза железнодорожным транспортом овощной продукции Астраханской области;

- повышение уровня маршрутизации отправления грузов, внедрение технологии перевозок по твердым ниткам графика и др.

Порожняку нашли место

Работа в рамках КС приносит реальные плоды в решении проблем использования вагонов операторов и собственников. В целях исключения фактов нахождения и перемещения порожнего собственного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД" на ПривЖД проводится работа по заключению договоров на оказание услуг по временному размещению (отстою) порожних вагонов, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности или ином праве.

Ключевыми операторами и собственниками подвижного состава, с которыми в настоящее время взаимодействует ПривЖД, являются: ООО "Лукойл-Транс", ООО "Системный транспортный центр", Саратовский филиал ОАО "Первая грузовая компания", Саратовский филиал ОАО "Федеральная грузовая компания", ЗАО "НефтьТрансСервис", "ISR Транс", Астраханский филиал ООО "Газпромтранс" и т. д. Основная номенклатура грузов - нефтепродукты, отправляемые со ст. Князевка-Нефтяная, Татьянка, Аксарайская-2. Общий парк порожнего подвижного состава в среднем в сутки на дороге без учета транзитных вагонов составляет свыше 21 тыс. единиц, прежде всего это порожние цистерны, которые находятся на нефтеналивных станциях под погрузкой и на подходах к ним.

В целях эффективного использования возможностей инфраструктуры на ПривЖД проведена системная работа по анализу путевого развития станций дороги для определения возможностей временного отставления от движения невостребованного под погрузку подвижного состава. Приемо-отправочные пути всех железнодорожных станций разделены на четыре категории. В первую очередь невостребованный подвижной состав отставляется на приемо-отправочные пути первой категории, так как занятие данных путей не оказывает негативного влияния на перевозочный процесс. Использование приемо-отправочных путей второй и третьей категорий допускается во вторую и третью очередь соответственно; в этом случае отрицательное влияние на перевозочный процесс возрастает, поэтому обоснованность занятия данных путей подвижным составом тщательно взвешивается. Это является ярким примером успешного делового партнерства на взаимовыгодных условиях, когда собственник отставляет излишний парк от движения, а ОАО "РЖД" предоставляет в пользование инфраструктуру на договорных условиях.

Организованная договорная работа не только способствует получению дополнительных доходов ОАО "РЖД" от использования инфраструктуры общего пользования, но и позволяет сократить расходы грузоотправителей, компаний - операторов подвижного состава, так как согласно приказу Министерства транспорта РФ № 258 от 3 октября 2011 года оформление порожнего подвижного состава на станцию погрузки возможно только при наличии согласованной заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 на станции назначения, что нередко затрудняется в связи с отсутствием возможности грузовладельцев планировать погрузку по датам на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

На текущий момент на ПривЖД заключено 48 договоров на отстой порожних вагонов, временно не задействованных в перевозочном процессе, также проводится работа по заключению договоров на остановку порожняка без прерывания договора перевозки.

Грузим по расписанию

На дороге последовательно ведется работа по взаимодействию с грузоотправителями в вопросах повышения уровня маршрутизации. Так, в 2012 году по сравнению с докризисным 2007-м уровень отправления маршрутами нефтепродуктов повысился с 14 до 17%, химикатов - с 47 до 53%, удобрений - с 41 до 53%.

В рамках деятельности, направленной на организацию перевозок по графику с согласованным временем отправления и прибытия, была создана рабочая группа из специалистов Приволжского ТЦФТО и смежных подразделений. На основании проведенного анализа были выявлены потенциальные клиенты, а именно ООО "Волма", ООО "Газпромтранс", ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", ОАО "Саратовский НПЗ", ОАО "Каустик", в адрес которых были направлены обращения о возможности предоставления данной услуги.

С грузоотправителями проведена разъяснительная работа относительно принципов, на которых будет строиться сотрудничество, и экономических преимуществ организации данных перевозок. К последним можно отнести сокращение времени оборота вагонов, уменьшение финансовых и технологических рисков от срыва поставок, гарантию поставки груза точно в срок.

На этапе предварительных переговоров было принято положительное решение об организации движения по расписанию с ООО "Волма". Компания выразила заинтересованность в данных перевозках с целью своевременного и в полном объеме вывоза сырья, а именно - гипсового камня от поставщика ЗАО "Кнауф гипс Баскунчак" по маршруту Верхний Баскунчак - Ельшанка. Приволжским ТЦФТО был подготовлен проект договора организации перевозок по графику, произведены расчеты совокупной стоимости для клиента. В апреле 2013 года проведено совместное совещание с руководителями службы управления движением, где были рассмотрены оптимальные для клиента и дороги схемы оказания данной услуги. Для разработки конкретного графика продвижения вагонов компания предоставила сведения о планируемом количестве единиц подвижного состава в поезде, периодичности отправок, необходимых для перевозки требуемого количества груза, а также об ориентировочном времени отправления груженого рейса со ст. Верхний Баскунчак, порожнего состава - со ст. Ельшанка. По согласованию с компанией разработано расписание, удовлетворяющее потребности всех участников перевозочного процесса.

В настоящее время проект договора находится на последнем этапе согласования.

Данным предложением также заинтересовалось ООО "Газпромтранс". Компания планирует организовать перевозку серы по направлению Аксарайская (ПривЖД) - Усть-Донецкая (СКЖД), Белореченская (СКЖД), Аллагуват (КбшЖД). Подготовлен проект договора, выполнено финансово-экономическое обоснование для клиента в части сокращения времени оборота вагонов и повышения качества планирования перевозок.

В июне текущего года состоялось совместное совещание руководителей Приволжского ТЦФТО и Астраханского филиала ООО "Газпромтранс".

В настоящее время ожидается решение компании о возможности организации перевозки по расписанию по вышеуказанным направлениям.

Кроме того, по станциям Татьянка, Князевка-Нефтяная осуществляется отгрузка нефтепродуктов на экспорт маршрутными отправками в четко согласованные даты.

В целях расширения спектра услуг возможно отправление маршрутными отправками по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия. Проведены переговоры с клиентами, подготовлены и направлены проекты договоров в адрес ОАО "Саратовский НПЗ", ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка".

Овощная логистика

Примером эффективного взаимодействия дороги с грузовладельцами может служить работа по организации отгрузки овощной продукции Астраханского региона. Так, в прошлом году грузоотправителями области железнодорожным транспортом было отправлено 35,9 тыс. т овощей. Весь объем перевозок был выполнен в крытых вагонах ОАО "ВГК".

В целях повышения доступности услуг железнодорожного транспорта для грузоотправителей овощной продукции ПривЖД в 2012 году реализовала комплекс мер по упрощению процесса организации перевозок. В частности, было оптимизировано получение грузоотправителями разрешений на перевозку овощей на особых условиях (когда срок доставки груза превышает предельные сроки перевозки, установленные нормативными документами, или в случае повышенной загрузки вагона договор заключается при обращении на станции отгрузки). Кроме того, была обеспечена возможность получения комплексной услуги по принципу одного окна при обращении в представительства Приволжского ТЦФТО: заключение полного комплекта договоров, подача крытых вагонов, расчет по единому счету как за услуги железной дороги, так и за пользование вагонами. Также было организовано информирование грузоотправителей о компаниях-операторах, предоставляющих крытые вагоны.

Предпринимаемые дорогой меры, организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон - Минсельхоза, Минтранса, районных администраций, производителей овощей Астраханского региона, операторов подвижного состава в рамках регионального координационного совета - позволили в прошедшем году полностью удовлетворить спрос грузоотправителей овощной продукции на перевозки железнодорожным транспортом.

В этом году ПривЖД проводила активную подготовку инфраструктуры станций, весового хозяйства к сезону отгрузки овощной продукции в Астраханском регионе. Сохранена отработанная в 2012-м технология максимально упрощенного процесса организации отправления овощей железнодорожным транспортом.

Программа взаимодействия ПривЖД и министерства сельского хозяйства Астраханской области по организации вывоза овощной продукции региона в 2013 году предусматривает:

- организацию работы дороги по заключению с грузоотправителями овощей долгосрочных договоров на выделение крытых вагонов по фиксированным ставкам (как напрямую с компаниями-операторами, так и в рамках комплексной услуги, оказываемой ПривЖД);

- проработку механизмов операционного кредитования грузоотправителей овощной продукции (в том числе на условиях факторинга);

- организацию на постоянной основе адресной работы с производителями овощной продукции, владельцами логистических центров по оперативным вопросам перевозок овощной продукции;

- выделение по мере необходимости в периоды возрастающей погрузки овощной продукции дополнительного числа станционных работников железной дороги, организацию работы станций в выходные и праздничные дни;

- выделение при необходимости дополнительных маневровых и вывозных локомотивов для ускорения начально-конечных операций;

- обеспечение оперативного информирования грузоотправителей о ставках на предоставление крытых вагонов компаниями-операторами;

- предоставление в круглосуточном режиме консультационной и технической поддержки по вопросам оформления документов на перевозку овощной продукции работниками контакт-центра ПривЖД;

- оказание содействия в получении разрешений государственных регулирующих органов на перевозку овощной продукции на особых условиях;

- оказание, при необходимости, содействия грузоотправителям в подготовке крытых вагонов под перевозку овощной продукции на особых условиях;

- организацию, при наличии спроса, перевозки овощной продукции в специализированном изотермическом подвижном составе в межсезонный период.

В интересах клиента

За счет проведения адресной работы грузовладельцам дороги предложен ряд услуг, которые обоюдовыгодны как клиентам, так и ОАО "РЖД". Так, в рамках работы, направленной на достижение принципа одного окна, Приволжским ТЦФТО оказываются услуги транспортно-экспедиционного обслуживания, включающие в себя предоставление собственного подвижного состава грузоотправителям не только Приволжской, но и других железных дорог РФ.

В тесном взаимодействии с Саратовским филиалом ОАО "ФГК" и грузополучателем из Астраханского региона (а именно ООО "ПКФ "Сарма", выигравшим тендер на поставку инертных материалов для строительства автомобильной дороги Астрахань -

Кочубей - Кизляр - Махачкала) была организована договорная работа с грузоотправителями Северо-Кавказской железной дороги по агентской схеме в целях своевременного и гарантированного подвода привлеченных под управление ОАО "РЖД" порожних вагонов собственности ОАО "ФГК" на станции погрузки согласно заведенным заказам и согласованным заявкам формы ГУ-12. При этом услуги оказываются по условиям клиентских договоров с отображением погруженных вагонов и взысканием причитающихся платежей в реальном режиме времени в автоматизированной системе ЭТРАН с единого лицевого счета клиентов.

В целях обеспечения возможности приема больших объемов грузов, прибывающих на ст. Зензели, не имеющую на местах общего пользования необходимой инфраструктуры для выгрузки щебня, дорогой обеспечено заключение соглашения об осуществлении выгрузки на подъездном пути стороннего ветвевладельца, проведено оборудование площадки для перевалки щебня. Выгрузка поступающих грузов обеспечивается силами Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.

На ПривЖД внедрена технология отправления грузовых поездов по расписанию. На сегодняшний день она успешно работает на пяти направлениях. В дальнейшем предусмотрено введение данной технологии в действие на всем полигоне дороги, что позволит создать резервы пропускной способности для более качественного транспортного обслуживания клиентов, доставки грузов и порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, в установленные сроки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер01.10.13Совет, полезный для всех