09-04-23 / 2023
Новости отрасли
Приволжская магистраль демонстрирует рекордные показатели работы

О потенциале ПривЖД как отрезка коридора Север-Юг, о новых технологиях вождения грузовых поездов и перспективах сухих портов "Гудку" рассказал Сергей Альмеев

По итогам 2022 года и I квартала 2023-го на ПривЖД отмечается положительная динамика по ключевым показателям эффективности. На фоне снижения себестоимости перевозок обеспечивается рост производительности труда, погрузки, выгрузки и пассажирооборота. По основным направлениям эксплуатационной работы коллектив магистрали вышел на допандемийный уровень, а по грузообороту – на лучшие показатели с момента образования ОАО "РЖД". Подробнее о достигнутых результатах и планах по дальнейшему развитию магистрали рассказывает начальник ПривЖД Сергей Альмеев. Производственные рекорды – Сергей Анварович, по итогам 2022 года на ПривЖД достигнуты лучшие значения по эксплуатационному и тарифному грузооборотам с момента образования ОАО "РЖД". За счет чего удалось добиться таких показателей? – Действительно, коллектив дороги демонстрирует успешное выполнение главных фондообразующих показателей. По итогам 2022 года эксплуатационный грузооборот выполнен на уровне 106,2% к 2021 году, а тарифный на 105,4%. По сравнению с допандемийным 2019 годом эти показатели составляют уже 113,8% и 112,4% соответственно. Примечательно, что в год 20-летия ОАО "РЖД" на полигоне ПривЖД удалось не только превзойти среднесетевые значения, но и достичь лучших результатов с момента образования нашей компании, то есть с 2003 года. Сегодня мы стараемся удержать заданную планку и продолжаем обеспечивать хорошую динамику по основным направлениям эксплуатационной работы. В частности, по итогам января-марта грузооборот составил 112,3% к аналогичному периоду 2022 года, а производительность труда – 113,5 %. Выполнение производительности труда к I кварталу 2019 года превышает 133,1%. Себестоимость перевозок на полигоне ПривЖД снижается, несмотря на рост потребительских цен, а объем отправленных грузов растет. По итогам первых трех месяцев 2023 года погрузка на ПривЖД выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не менее положительная динамика прослеживается в части пассажирооборота, который был в плюсе как на протяжении всего 2022 года (+22,5% к 2021 году), так и в январе-марте 2023-го (рост в 1,4 раза к аналогичному периоду 2022 года). В пригородном сообщении удалось превзойти допандемийные значения, а в дальнем – вплотную приблизиться к ним. За этими цифрами стоит труд многотысячного коллектива Приволжской магистрали, который старается извлекать максимум из имеющихся возможностей инфраструктуры и нередко устанавливает производственные рекорды. Так, 8 марта прошлого года наша дорога обеспечила прием 164 поездов, состоявших из 10 534 вагонов. Это стало лучшим результатом за последние 15 лет. Отдельно хочу отметить рекорд, установленный 4 октября 2022 года, когда по междорожному стыковому пункту Котельниково в Волгоградской области было принято 52 поезда, или 3291 вагон. Это более чем в 1,5 раза превосходит среднесуточные показатели. Спустя 12 дней там же был установлен рекорд по сдаче подвижного состава. За одни сутки на Северо-Кавказскую дорогу передано 49 поездов или 3063 вагона, что в 1,4 раза превзошло среднее значение. – Какие грузы активнее всего отправлялись со станций ПривЖД в прошлом году? – В непростом во всех отношениях 2022 году на ПривЖД было погружено на 1,3% больше, чем годом ранее. По данному показателю наша магистраль оказалась в пятерке лучших филиалов ОАО "РЖД", обеспечивших положительную динамику к 2021 году. В условиях изменения геополитической ситуации в мире и трансформации транспортно-логистических цепей на полигоне дороги ведется активная работа по освоению имеющейся грузовой базы. Со станций ПривЖД стали чаще отправляться черные металлы (+13,2% к 2021 году), промышленное сырье (+16,2%), химикаты и сода (+9,6%). Наибольший прирост к 2021 году обеспечен при отправке зерновых грузов (+29,4%), которые в основном отправлялись из Саратовской и Волгоградской областей. Рекордсменом в части отправки зерна по железной дороге стал Октябрьский элеватор из "Деметра-Холдинг", отгрузивший в минувшем году 201 тыс. тонн. Рост погрузки данной номенклатуры обусловлен высоким валовым сбором зерна в минувшем сельскохозяйственном году. Кроме того, на ПривЖД ведется активная работа в части организации доставки, погрузки и выгрузки щебня, предназначенного для строительства и ремонта объектов в рамках национальных проектов "Безопасные и качественные дороги" и "Жилье и городская среда". Для этих целей в 2022 году на станциях ПривЖД было переработано 2 млн тонн щебня различных фракций. Это на треть больше, чем отмечалось в допандемийном 2019 году. Немаловажную роль в увеличении объемов грузовой работы играет выгодное географическое расположение Приволжской магистрали. Она находится на пересечении двух стратегически важных транспортных коридоров: Кузбасс – порты Азово-Черноморского бассейна и Север – Юг. И хотя в условиях действующей санкционной политики логистика поставок претерпела значительные изменения, нашему коллективу удается оперативно реагировать на любые изменения и обеспечивать безусловный вывоз всех предъявляемых объемов. В результате по итогам работы в 2022 году объем отправок в направлении портов Северо-Запада увеличился на 30,8%, а на дороги Восточного полигона – на 36,3%. Через станции ПривЖД грузы отправляются в сторону Индии, Ирана, Туркменистана, Киргизии, Узбекистана и других государств. Объем международных перевозок в дружественные страны в минувшем году вырос почти в 1,5 раза. Наибольший объем грузов – 348,1 тыс. тонн – проследовал в направлении Китая. Это почти в четыре раза больше, чем в 2021 году. На грузовых терминалах полигона дороги все чаще осуществляется перевалка белорусских товаров, следующих через астраханские порты по международному транспортному коридору (МТК) Север – Юг. На недавнем совещании с начальником Белорусской железной дороги Владимиром Морозовым было отмечено, что спрос на перевозки грузов по упомянутому транспортному коридору с каждым годом возрастает. Объемы перевозимых грузов увеличиваются как по сухопутному маршруту, так и с использованием портовой инфраструктуры Каспийского моря, прорабатываются новые эффективные транспортно-логистические схемы и условия перевозок. Инфраструктурные проекты – В последние несколько лет на ПривЖД был реализован ряд масштабных проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений в рамках МТК Север – Юг. А как при этом изменилась динамика перевозок в этом направлении? – МТК Север – Юг – это мультимодальное направление, включающее железную дорогу, автомобильную сеть и морские порты. Коридор состоит из западного, восточного и транскаспийского маршрутов, которые позволяют дополнительно развивать торговые отношения с клиентами из Закавказья, Каспийского региона, Ирана, государствами Южной Азии и Персидского залива, открывать новые рынки сбыта в Индии. Полигон ПривЖД является одним из ключевых звеньев при организации перевозок по МТК Север – Юг и обеспечивает выход к российским портам Каспийского моря. В частности, наша инфраструктура соединяет регионы Поволжья с портами Астрахань и Оля, где осуществляется перегрузка на грузовые морские судна. В 2022 году со станций ПривЖД было отправлено около 524 тыс. тонн грузов, проследовавших по МТК Север – Юг. По сравнению с предыдущим годом объем отправок в этом направлении вырос почти на треть. Также в этой связи стоит отметить возрастающую загрузку сухого порта Кутум в Астрахани, относящегося к Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. На нем производится перевалка, хранение, тарирование груза и формирование судовых партий. В 2022 году там было переработано более 50 тыс. тонн различных грузов, что на 10% больше, чем годом ранее. С целью дальнейшего увеличения перерабатывающих мощностей в 2023-2024 годах на грузовом терминале Кутум запланированы работы по модернизации, реконструкции и благоустройству терминально-складской инфраструктуры, а также обновлению материально-технической базы. Провести аналогичные работы также планируется на территории грузового терминала Волжский в Волгоградской области. По завершении работ перерабатывающая способность грузовых терминалов увеличится в два раза. – Какие еще инфраструктурные проекты предстоит реализовать для обеспечения пропуска растущего грузопотока? – На ПривЖД продолжается реализация масштабных инвестиционных проектов ОАО "РЖД", направленных на укрепление материально-технической базы и повышение провозной и пропускной способности инфраструктуры.

И если в 2022 году на эти цели было направлено около 13 млрд руб., то в 2023-м эта сумма увеличилась в два раза и составляет уже 26,3 млрд руб. Основной объем инвестиций пойдет на реализацию проектов, имеющих стратегическое значение для развития транспортной системы России. В Саратовской области развернуты работы по всем этапам строительства западного обхода Саратовского узла. До конца текущего года планируем уложить второй путь на участке Курдюм – Липовский и открыть по нему рабочее движение. После этого основные силы строителей будут направлены на участок от Курдюма до станции Ивановский, который станет основной частью будущего обхода. По поручению генерального директора – председателя правления ОАО "РЖД" в прошлом году период реализации данного масштабного проекта был скорректирован, чтобы завершить его в максимально короткие сроки. В настоящее время строительство ведется с опережением графика. С целью исключения работы подталкивающих локомотивов на перегоне Сухой Карабулак – Елховка запланированы работы по уполаживанию трассы. В результате пропускная способность участка вырастет почти вдвое, до 139 пар поездов в сутки. В Волгоградской области до конца этого года планируется завершить основные работы в рамках первого этапа комплексной реконструкции станции Им. Максима Горького. В частности, предстоит построить второй соединительный путь из парка "Д" в парк "А", дополнительный путь в парке "В" и ряд других элементов инфраструктуры. На следующем этапе в 2024 году начнется строительство второй сортировочной системы, в результате чего станция станет ключевым звеном в продвижении грузопотоков в направлении портов Азово-Черноморского бассейна, а также по МТК Север – Юг. Ее перерабатывающая способность увеличится на 90% и составит около 10 тыс. вагонов в сутки. Также стоит отметить продолжающуюся реконструкцию станции Волжский, в ходе которой уже произведено удлинение пяти путей общей протяженностью 1,9 км, выполнен монтаж контактной сети. Кроме того, уложено семь стрелочных переводов, обновлены системы электроснабжения, связи, управления движением поездов. Вторым этапом планируем построить два электрифицированных пути и модернизировать системы железнодорожной автоматики. В Астраханской области планируется развернуть строительно-монтажные работы в рамках реконструкции станции Аксарайская-2 и продолжить проектирование вторых путей на участке Аксарайская-2 – Малый Арал. После их строительства пропускная способность данного участка увеличится с 29 до 124 пар поездов в сутки. Эксплуатационная работа – Какие технологии помогают ПривЖД справляться с растущими объемами перевозок, пока все перечисленные проекты находятся в стадии реализации? – В целях освоения возрастающего поездопотока в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и МТК Север – Юг на ПривЖД особое внимание уделяется совершенствованию эксплуатационной работы. Например, с I квартала прошлого года на участке Ершов – Анисовка применяется новая технология вождения поездов повышенной массы с использованием тепловозов 2ТЭ25Км, дающих возможность увеличить норму массы формируемых составов по сравнению с прежней более чем на 1,5 тыс. тонн. Это позволило увеличить провозную способность участка, уменьшить число эксплуатируемых локомотивов за счет их более рационального использования, сократить эксплуатационные расходы. По-новому организована работа локомотивных бригад на участке Петров Вал – Анисовка. Ранее прибывавшая с поездом на станцию Анисовка бригада сдавала локомотив, шла в дом отдыха локомотивных бригад и отправлялась обратно уже на другом локомотиве с предварительной его приемкой. При этом время оборота локомотивной бригады составляло около 23 часов, а затраты на одну поездку превышали 30 тыс. руб. Было решено рационализировать работу. По расчетам и результатам опытных поездок в качестве наиболее эффективного был выбран вариант без отдыха в пункте оборота. Прибыв с поездом на станцию Анисовка, бригада на том же локомотиве сразу отправляется в обратный рейс на станцию Петров Вал. Время оборота в этом случае сокращается до 11,2 часа (т.е. не превышает допустимое время непрерывной работы локомотивной бригады, составляющее 12 часов), а затраты на поездку – до 12,6 тыс. руб. Переход на новую технологию позволил не только улучшить показатели оборота локомотивов и локомотивных бригад, но и сократить простой вагонов на станциях Петров Вал и Анисовка. С весны 2022 года на дороге организовано движение поездов на тепловозной тяге без смены локомотивной бригады по рекордно длинному участку протяженностью 646 км Астрахань-2 – Анисовка. Ранее бригады менялись на станциях Верхний Баскунчак и Палласовка. В результате удалось сократить сроки доставки грузов, увеличить производительность локомотива, уменьшить расход дизельного топлива. В настоящее время это самый протяженный маршрут для грузовых поездов на ПривЖД, который удалось преодолеть без смены локомотивной бригады. Аналогичный подход реализован на удлиненных участках Аксарайская-2 – Ершов и Аксарайская-2 – Анисовка протяженностью 632 км и 606 км соответственно. Анализ экономических показателей подтвердил эффективность технологии. Каждый поезд, проведенный по удлиненному плечу одной локомотивной бригадой, позволяет повышать эффективность производственной и финансовой деятельности. Поэтому в перспективе мы также продолжим работу в данном направлении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.04.2023