14-03-16 / 2016
Новости отрасли
Привлечь в эксклав

Калининградская дорога предлагает рассмотреть возможность предоставления 20-процентной скидки на перевозку транзитных грузов из "большой России", следующих в направлении эксклава.

Скидки для транзита из "большой России" помогут увеличить грузопоток. Об этом заявил начальник Калининградской магистрали Виктор Голомолзин на последнем Северо-Западном межрегиональном координационном совете.

Для производителей из Калининградской области здесь свои преференции. Как рассказал заместитель начальника КЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Феликс Лапин, государство с 1 апреля будет возмещать калининградскому бизнесу разницу в тарифах на перевозку по Литве и Белоруссии. "Затраты у местных грузоотправителей в итоге получаются такие, как за перевозку по территории РФ, – пояснил он. – В расчет компенсации не входят дополнительные сборы, которые платит клиент: агентские, за таможенное оформление и прочее".

А вот для бизнеса из "большой России", ориентированного на экспорт и импорт через регион, вопрос не решен. А ведь, по словам начальника Калининградского ТЦФТО Ивана Беседина, основной объем грузооборота достигается за счет экспортно-импортных грузов (перевалки в портах). "Только на производителях и потребителях Калининградской области значительного грузопотока не достичь", – констатировал он.

Один из главных факторов, повлиявших на снижение транзитных грузопотоков, – валютная составляющая тарифной политики стран-транзитеров. Из-за падения курса рубля перевозки на калининградском направлении подорожали почти на 100%.

Причина падения привлекательности калининградского направления для российских грузовладельцев – несбалансированность тарифов на железнодорожные перевозки, считает представитель комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты Михаил Тарасов. "Разница в тарифах на перевозку в направлении портов Калининград и Клайпеда по некоторым позициям доходит до трех раз. К примеру, перевозка черных металлов в порт Калининград по территории России обойдется в 0,013 евро за тонно-километр, а по литовской территории (136 км пути) – 0,034 евро, щебня – соответственно 0,002 и 0,21 евро. Получается, что транспортная составляющая ввозимой в Калининградскую область партии российского щебня составляет половину ее стоимости. Ставка снижена только для нескольких номенклатурных позиций, которые не везут в порт Клайпеда, к примеру угля и кокса", – пояснил Михаил Тарасов.

"Потому внимание на паромы переключили даже отправители небольших партий продовольствия, стройматериалов, которые раньше "ехали по суше", – рассказал заместитель начальника Калининградского ТЦФТО по транспортному обслуживанию Олег Нецветайло. – За перевозки паромом взимается плата в рублях, а по иностранным транзитным дорогам – в валюте".

Альтернативой сухопутной перевозке стал железнодорожный паром, который при существующих скидках востребован.

Например, как рассказали в Куйбышевском ТЦФТО, в течение 2015 года в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга – Балтийск с КбшЖД перевезено 6950 вагонов (382 тыс. тонн). Это в два раза больше объемов 2014-го. Основные перевозчики – ООО "Татнефть-Транс", ООО "Нижнекамская нефтебаза", АО "РН-Транс", АО "Башкирская содовая компания", ОАО "ТАИФ-НК" и ООО "Промышленно-нефтяная компания Волга-Альянс". Сегодня на дороге действуют 70 договоров на предоставление услуг по железнодорожно-паромному сообщению.

Работающие паромы не всегда справляются с накоплением вагонов на станции Лужская, что приводит к необходимости объявления конвенции. "Наша компания занимается перевозкой в паромном сообщении Балтийск – Усть-Луга скоропортящихся продуктов, нефти, газового конденсата. Недавно у нас возникли проблемы с нехваткой мест на пароме, – рассказал генеральный директор ООО "Торгэкспорт" Михаил Лукашевич. – В результате – простой".

В ООО "Татнефть-Транс" подтвердили, что действующих паромов не хватает на предъявляемые к перевозке объемы. "Чтобы разъехаться на переправе – максимально использовать ее возможности, – необходимо либо увеличить количество паромов, либо определиться с порядком подхода грузов исходя из реальных возможностей перевозчика", – отметили в компании.

По словам начальника отдела Логистического центра Октябрьской дирекции управления движением Максима Фищука, сейчас на линии Усть-Луга – Балтийск задействованы два парома – "Балтийск" и "Амбал". Причем к техническому состоянию паромов возникают вопросы, поскольку они периодически выводятся из оборота для проведения ремонтных работ. Количество судозаходов в порт Усть-Луга составляет 6–7 раз в месяц для каждого парома. В среднем один паром берет 90 вагонов. Таким образом, при стабильном курсировании паромов производительность линии в направлении порта Балтийск составляет около 1170 вагонов в месяц. Сегодня паромы ходят со 100-процентной загрузкой.

Разгрузить паромы, по мнению калининградских железнодорожников, помогут скидки для транзита из "большой России".

Работает дорога и в части привлечения местного груза с автотранспорта, поскольку имеющиеся заградительные барьеры автомобильным компаниям увеличивают транспортные расходы грузовладельцев. Речь идет о введении в прошлом году ограничений предельной общей массы автомобиля и нагрузки на ось, установлении мобильных пунктов весового контроля, системе "Платон", платного проезда для водителей российских грузовиков по литовским дорогам. На недавнем технико-технологическом совете Иван Беседин сообщил, что, к примеру, 10 тыс. тонн груза планируется взять у ООО "Продукты питания комбинат", дополнительные 30 тыс. тонн – у ЗАО "Алко-Нафта", 200 тыс. тонн – у ООО "Балтсервис". А на февральском региональном координационном совете представитель ЗАО "Содружество-Соя" Василий Чекан отметил, что по некоторым видам товара компания готова подтвердить гарантированные показатели объема грузов для перевозки в этом году. "В прошлом году мы работали с железной дорогой по такой схеме по перевозке соевого шрота. В этом году расширили список номенклатуры грузов с гарантированным годовым объемом и рассчитываем на предоставление скидки от РЖД", – резюмировал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.03.2016