17-02-16 / 2016
Новости отрасли
Приватизация РЖД будет полезна с точки зрения эффективности управления

Приватизация ОАО "Российские железные дороги" будет полезна с точки зрения эффективности управления компанией, считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ.

"Продажа 5% или 10% акций РЖД с точки зрения привлечения инвестиционного ресурса и появления независимых директоров, которые будут в совете директоров контролировать ситуацию, я думаю, это хорошо", - заявил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев в среду.

"Не думаю, что здесь важна даже цена акций. Здесь важны те структурные изменения, когда "частник" появится внутри госкомпании со своим взглядом: "частник", как правило, более эффективен, более нацелен на режим экономии, на сокращение издержек и так далее, потому что ему надо получать дивиденды. В этом смысле я думаю это хорошая реформа", - добавил он. При этом глава ФАС отметил, что "речь о продаже контрольного пакета вообще в обозримом будущем не зайдет".

В начале февраля глава министерства экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что тема приватизации РЖД является предметом обсуждения, однако не стал комментировать ни ход дискуссии, ни позицию ведомства, ни возможные сроки и условия сделки.

Ранее сообщалось, что план приватизации государственных активов в РФ предполагает продажу до 25 минус 1 акция РЖД. При этом сделка должна пройти в два этапа. На первом предполагается продажа 5% госфондам: монополия должна разместить новые акции ("префы"), и, таким образом, средства поступят в компанию и будут направлены на инфраструктурные проекты. Вторая стадия приватизации ожидается в форме IPO (глава Росимущества Ольга Дергунова говорила ранее о возможной продаже "20% в районе 2015-2016 гг."). До этого времени государство, помимо прочего, должно определиться в ключевых структурных вопросах - с долгосрочной тарифной политикой, переходом на "сетевой контракт" и оптимизацией убыточных видов деятельности.

Между тем, в середине 2014 г. О.Дергунова подчеркивала, что приватизация РЖД будет возможна лишь после внесения средств на развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в уставный капитал компании. "Пока 150 млрд руб. на БАМ и Транссиб не войдут в уставный капитал РЖД, говорить о приватизации преждевременно, потому что любой, кто войдет до этого момента, будет размыт этой колоссальной суммой. Поэтому вместе с компанией мы сейчас проводим все необходимые допэмиссии, внося все в уставный капитал, и дальше двигаемся в сторону привлечения инвесторов", - говорила она. "То есть сначала делаются базовые преобразования в компании, потом уже отчуждаются акции", - уточняла глава Росимущества.

По ее мнению, "в проектах типа РЖД" приватизация вообще не является самоцелью. "Даже если это состоится году в 2020-м, 2030-м, 2040-м, да даже в 2050-м году - не важно. Важно иметь эту цель (продажи - ИФ) - в эффективно работающей компании начать строить политику корпоративного и финансового управления методами, которые применимы с несколькими акционерами. И размер РЖД требует того, чтобы компания сначала сделала правильный финансовый и экономический периметр", - отмечала О.Дергунова.

Начальник управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций ведомства Виталий Сергейчук тогда заявлял, что поскольку проекты, в рамках которых запланирована продажа 5% РЖД, "большие", этот процесс также требует "большого количества времени". Весной 2015 г. О.Дергунова говорила, что Росимущество считает реальной продажу 5% акций РЖД в перспективе 3-5 лет.

Общая стоимость модернизации БАМа и Транссиба, а также некоторых примыканий к ним ранее оценивалась в 562 млрд руб. (по последним данным, она несколько оптимизирована), из них 302 млрд руб. должны потратить РЖД, 150 млрд руб. - получить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 110 млрд руб. - из бюджета. В 2013 г. совет директоров компании утвердил программу выделения из ФНБ по 50 млрд руб. ежегодно в течение трех лет. Весной 2015 г. РЖД разместили первый транш "префов" в пользу РФ на 50 млрд руб. на БАМ и Транссиб. Развитие магистралей должно обеспечить вывоз дополнительных 66 млн тонн грузов в год.

Переход на долгосрочную тарифную политику и "сетевой контракт" также еще не осуществлены. Введение первой ожидалось еще в 2014 г. (с индексацией в 2014-2018 гг. не более чем на 6% в год в среднем за период). Однако в 2014 г. грузовые тарифы были заморожены, в 2015 г. - индексированы сразу на 10%, а в 2016 г. - еще на 9%. Прежняя "формула" осталась только в намерениях: в 2017 г. правительство планирует повысить тарифы на 4,5%, в 2018 г. - на 4,1%.

Переход на "сетевой контракт", предполагающий начало заказа государством у РЖД услуг по предоставлению ее инфраструктуры для транспортировки грузов и пассажиров (с возмещением компании выпадающих доходов при установлении тарифов ниже экономически обоснованного уровня), пока также остается лишь на бумаге. При том, что разработана концепция была еще в 2011 г., перейти к ней планировалось в 2014 г., а в 2016-2017 гг. - перейти к договорам сроком до 10 лет. По всей видимости, переход на "сетевой контракт" будет элементом целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2020 г. (по крайней мере, она фигурировала в проекте Минэкономразвития). Но пока документ тоже находится в разработке, его предполагается обсудить в I квартале.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.02.2016