24-03-14 / 2014
Новости отрасли
Приватизация откладывается

Участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что без структурных преобразований в железнодорожной отрасли приватизацию ОАО «РЖД» проводить преждевременно.

Депутаты предложили перед продажей акций РЖД решить вопросы тарифообразования. «Дорожная карта» приватизации ОАО «РЖД» утверждена правительством в июле 2013 года. Документ подготовлен совместно ОАО «РЖД» и Росимуществом при участии заинтересованных министерств и ведомств.

Схема приватизации подразумевала два этапа. На первом предполагалось продать до 5% новых акций ОАО «РЖД» в пользу Пенсионного фонда либо Фонда национального благосостояния в 2014 году, на втором этапе планировалось снижение доли государства в капитале компании до 75% плюс одна акция через публичную продажу новых и существующих акций.

«Однако на сегодняшний день ключевые мероприятия по подготовке к первому этапу приватизации остаются незавершенными», – сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов на парламентских слушаниях «Приватизация железных дорог в России и Германии: цели, подходы, результаты и перспективы», которые состоялись в минувший четверг по инициативе комитета Госдумы по вопросам собственности.

Так, по его словам, ключевое условие для исполнения первого этапа заключалось в переходе к долгосрочной системе тарифообразования, которая бы обеспечивала доходность на вложенные в акции ОАО «РЖД» средства возможных акционеров. Такая методика утверждена Федеральной службой по тарифам в августе прошлого года, а уже в сентябре правительство приняло решение о заморозке грузовых железнодорожных тарифов на 2014 год, фактически поставив крест на долгосрочных тарифах.

Более того, как сообщил в четверг топ-менеджер ОАО «РЖД», тарифы на 2015–2018 годы будут индексироваться на уровне инфляции. Таким образом, даже с учетом дополнительных субсидий от государства в 2014 году «тарифный дефицит», образовавшийся в результате отсутствия индексации в текущем году, закрыт не будет. А значит, и требуемая доходность на инвестированный капитал не обеспечена.

Вадим Михайлов также напомнил, что на февральском совещании в правительстве принято решение о том, что публичная продажа акций ОАО «РЖД» возможна только после завершения государственного финансирования проектов по развитию и модернизации железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока, которые будут осуществляться в 2013–2017 годах. Это связано с тем, что деньги будут выделяться в уставный капитал ОАО «РЖД», что автоматически будет размывать доли потенциальных частных инвесторов.

Позиция ОАО «РЖД» по срокам возможной приватизации была поддержана практически всеми докладчиками. Как отметил председатель комитета Государственной думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, ОАО «РЖД» несет возложенное на него государством бремя социально-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны. Дальнейшее сокращение компенсации серьезно ударит по интересам наименее социально защищенных слоев населения и нанесет экономический ущерб холдингу «РЖД». Решение о заморозке тарифов серьезно обсуждалось, и парламент в целом согласился с решением правительства, но в этой связи возможность решения ряда инвестиционных задач становится иллюзорной.

Представители комитета Думы пришли к заключению, что перед приватизацией ОАО «РЖД» следует осуществить ряд необходимых преобразований, чтобы избежать любых негативных последствий. Участники слушаний порекомендовали ввести долгосрочное тарифообразование железнодорожных перевозок на основе установленной доходности на инвестированный капитал.

Другая рекомендация касается порядка взаимодействия государства и ОАО «РЖД» в части реализации инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Также должна быть разработана система мер по компенсации за оказываемые компанией социально значимые услуги, такие как поддержание низких тарифов на плацкартные места в поездах дальнего следования или осуществление финансово убыточных пригородных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.03.2014