26-09-22 / 2022
Новости отрасли
Пристегнитесь, транзит ускоряется

В условиях переориентации логистики сегодня все чаще стали говорить о развитии системы ускоренных контейнерных поездов. Последние позволяют грузовладельцам значительно экономить на стоимости перевозки и ее сроках.

Но их использование требует развития инфраструктуры и ориентации на массовость запусков, а для этого нужны большие объемы отправок и стабильная стоимость сервиса.

Сопряженные сложности Введенные в отношении России санкции привели к поиску новых идей для развития рынка железнодорожных перевозок и привлечения внимания к уже существующим сервисам, в том числе ускоренным контейнерным поездам (УКП). На фоне ограничений номенклатуры импортируемых и экспортируемых товаров и передела рынка ускоренные контейнерные поезда выглядят наиболее эффективным инструментом. Это взаимовыгодный сервис как для грузовладельца, так и для ОАО "РЖД". Первый получает не только пониженную стоимость перевозки, но и скорость, близкую к пассажирской. А РЖД – отсутствие сортировок, сопровождающееся увеличением пропускной способности сети и повышением производительности.

"Ускоренные поезда предлагают грузоотправителям и покупателям экономию до 30% времени. Сервис доступен как из Китая в Россию и Европу, так и на маршруте Север – Юг в страны ЕАЭС, перевозки через Казахстан. Выгодами для заказчика в такой доставке можно назвать сниженную себестоимость, уменьшение рисков утраты или порчи товара, сокращение транзитного времени, минимальную задержку груза и регулярность отправлений", – говорит представитель компании MTL Group.

Эксперты рынка отмечают, что организация ускоренных контейнерных поездов, в том числе со скоростью 140 км/ч, может быть вполне оправданным следующим шагом в развитии железнодорожного транспорта и иметь высокую востребованность, например, в сегменте e-commerce. Электронная торговля, как известно, растет сегодня в геометрической прогрессии, а конкуренция за доставку онлайн-товаров будет только увеличиваться. Однако для того, чтобы сделать этот шаг, требуется решить сразу несколько задач. Во-первых, необходимо иметь подвижной состав, подходящий для скоростного грузового движения. Если со скоростными фитинговыми платформами ситуация понятна, то перспективы грузовых локомотивов со скоростью движения 140 км/ч пока неоднозначны, как говорят на рынке.

Во-вторых, в условиях переориентации грузопотоков на восток ускоренный контейнерный сервис столкнется с проблемами дефицита пропускной способности Восточного полигона и приоритетов доступа к инфраструктуре.

В-третьих, чтобы организовать регулярные маршруты с высокой частотой, необходимо обеспечить доступ к достаточно большому объему грузовой базы, что при потенциальной дороговизне скоростной перевозки (еще и в условиях санкций) довольно сложно.

Кроме того, как рассуждает старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Ульян Евтеев, чтобы привлечь грузоотправителей, необходима организация скоростного сервиса с регулярной частотой.

Спрос есть, но и задержки на сети тоже Несмотря на все препятствия и задачи, которые требуют решения, сегодня с учетом текущих реалий растет спрос на ускорение транзитного грузопотока.

Но каждый грузовладелец или экспедитор, стремящийся отправить свои объемы именно с помощью этого сервиса, понимает, что запуск УКП возможен только в тех направлениях, где имеется стабильный грузопоток, позволяющий выдерживать расписание. Иначе при отсутствии регулярных объемов это приводит к необоснованным ожиданиям и большим задержкам.

На расстояние от 3 тыс. км выгоднее отправлять грузы ускоренными поездами, если говорить, например, про отправку из Москвы товаров, не требующих соблюдения температурного режима. Некоторые грузы уже выгоднее отправлять и до Екатеринбурга, но на практике все индивидуально и необходимо рассматривать конкретные ценовые и инфраструктурные условия.

Как отмечает генеральный директор компании Modern Way Николай Ольшанский, с точки зрения транзитного времени и стоимости доставка ускоренными поездами в течение нескольких последних лет представляет собой золотую середину между морской и авиаперевозкой. В зависимости от ситуации на рынке, наличия либо отсутствия заторов на погранпереходах конкурентоспособность перевозок УКП по сравнению с доставкой через порты Дальнего Востока может меняться. Однако в целом такие перевозки являются одними из наиболее стабильных по направлению Китай – Россия – Китай.

"В связи с приближением новогодних праздников и актуальностью перевозки сезонных грузов особенным спросом пользуются ускоренные контейнерные поезда с минимальными сроками доставки. Это поезда с наличием согласованного КЖД постоянного плана и отсутствием в маршруте морской фидерной составляющей. Например, наша компания может предложить доставку прямыми поездами со станций Цзиньхуа (провинция Чжэцзян), Миньхан (Шанхай), ориентированных на грузовую базу региона Восточного Китая (Шанхай, Нинбо), а также ст. Сиань (регион Центрального Китая)", – говорит Н. Ольшанский.

По словам участников рынка, рост спроса на ускорение транзитного грузопотока внутри страны обусловлен серьезными задержками в процессе транспортировки грузов на этапах до погрузки на железнодорожный транспорт – задержкой в выделении контейнера под загрузку в стране поставщика, несвоевременной отправкой контейнера в Россию, а также длительной разгрузкой судна в порту Дальнего Востока. Ускорение транзита по железной дороге может частично нивелировать такие задержки.

Сейчас российские грузоперевозчики вынуждены завозить бытовую технику, одежду, автозапчасти, скоропортящиеся продукты и ряд других грузов, доступ к которым ограничен, из дружественных стран. И именно благодаря ускоренным поездам это делать удобнее всего.

На сегодня высокий спрос по доставке ускоренными поездами наблюдается на такие продукты, как комплектующие и сырье, участвующие в непрерывном технологическом процессе, а также скоропортящиеся продукты, особо ценные товары и различные дефицитные позиции (электроника, полупроводники, автозапчасти, стоматологические изделия и т. п.), запасы которых иссякают, говорит коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский.

Кроме того, к пользующимся повышенным спросом для УКП можно отнести грузы в рамках заключенных контрактов, где требуется быстрая доставка до полки для потребителя и где есть высокая доля в предоплате грузов.

"Бизнес не хочет надолго замораживать свои деньги, нужно скорее продавать то, что уже куплено. Это действует для таких грузов, как любые товары народного потребления, резина и пластмассовые изделия, автомобильные запчасти, фармацевтика, оборудование и запчасти, техника и электроника, одежда, обувь, галантерея, мебель, товары для дома, товары металлургической отрасли, товары целлюлозно-бумажной отрасли, косметика, индустрия моды и другие отрасли", – добавляют в MTL Group.

Транзитный выигрыш Как уже было отмечено, с учетом растущего товарооборота между Россией и Китаем своевременная и быстрая доставка товаров к конечному покупателю становится все более актуальной. От этого выигрывает продавец, покупатель и перевозчик. Покупатель и продавец быстрее обмениваются деньгами и товаром. А перевозчик может зарабатывать на "ускоренном" тарифе.

По данным РЖД, с начала года по сети во всех видах сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, отправили 4,3 млн TEU (+0,6%).

Руководство холдинга подчеркивает сегодня заинтересованность в развитии инфраструктуры Забайкальского края и, в частности, погранперехода Забайкальск – Маньчжурия для увеличения передачи грузов после снятия Китаем ковидных ограничений. В РЖД смотрят в сторону дополнительного пропуска поездов через границу, однако отмечают, что в настоящее время погранпереходы остаются недозагруженными. Среди перспективных проектов называется создание нового железнодорожного погранперехода через Приаргунск, который даст выход к Транссибу приграничным провинциям Китая – Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян. Со стороны КНР для этого планируется строительство соединительной линии длиной 192 км.

Также рассматривается использование пункта пропуска Соловьевск – Эрэнцав с созданием примыкания к железнодорожной сети Монголии. При условии дополнительного развития инфраструктуры Улан-Баторской железной дороги это позволит организовать еще один канал транзита грузов в Китай. Кроме того, есть договоренность РЖД с Министерством инвестиций и внешней торговли Узбекистана о развитии проекта "Агроэкспресс" – ускоренного рефрижераторного контейнерного поезда для перевозки сельхозпродукции. Напомним, что сегодня этот сервис работает на такие направления, как Казахстан, Узбекистан, Китай, и на Ближний Восток – с помощью ускоренных контейнерных поездов. "Первоначально поезда были запущены для перевозки сельскохозяйственной продукции на направлении Россия – Китай, но на сегодняшний день к проекту уже присоединились Узбекистан и Азербайджан, среди потенциальных партнеров – Вьетнам, Южная Корея, Индия, страны Центральной Азии. Развитие сервиса на направлении МТК Север – Юг является особо перспективным", – говорит заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО "РЖД Логистика" Сергей Левин. Эксперты оценивают объем грузовой базы для "Агроэкспресса" на маршрутах этого коридора на уровне 60 тыс. т в год. К 2025-му объем транспортируемых грузов можно нарастить до 100 тыс. т. Номенклатура грузов может включать зерно, фрукты, химическую и нефтехимическую продукцию.

Поезда сформируют центры На сегодня УКП используются и на экспортно-импортных, и на транзитных, и на внутренних рейсах. Более того, на фоне прогнозируемых проблем с мультимодальными маршрутами через порты Дальнего Востока и морскими сервисами доставка УКП импортных товаров из Китая в РФ становится все более конкурентоспособной. Но не все направления охвачены ускоренными контейнерными поездами, и они по-прежнему не массовый сервис. Для того чтобы перевести сервис из существующего режима в регулярный, по словам клиентов, важна цена и понятные сроки доставки вне зависимости от используемого вида транспорта.

Контейнерный поезд, как отмечают эксперты рынка, – это прежде всего сочетание двух факторов: наличия груза, сконцентрированного на направлении, и самой железнодорожной инфраструктуры в регионах зарождения/погашения грузопотока. И для того, чтобы охватить и расширить территории под сервисом, сегодня в стране формируется сеть оптово-распределительных центров в рамках проекта "Агроэкспресс".

К примеру, между правительством Башкирии и АНО "Евразийская агрологистика" заключено соглашение о сотрудничестве и, в частности, создании оптово-распределительного центра в рамках совместного проекта по проведению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок "Агроэкспресс". А пилотным регионом, в котором построят оптово-распределительный центр агропромышленной продукции и будут формироваться ускоренные поезда по перспективному маршруту Север – Юг, станет Татарстан.

В развитии отправки грузов ускоренными контейнерными поездами видят сегодня выход и власти Нижегородской области, ссылаясь на возможность компенсировать таким образом затраты на перевозку. Но для этого необходимо создание общей логистической грузовой транспортной инфраструктуры регионов и страны в целом. В начале августа именно на ускоренные контейнерные поезда из Китая образовался повышенный спрос. По словам сооснователя компании "Digital ВЭД" Анны Фомичевой, места бронируются предпринимателями за несколько месяцев. При этом в качестве поставщиков продукции она рекомендует рассматривать не только Китай, но и другие государства ШОС и БРИКС.

Правда, при этом целесообразно изучить не менее трех логистических схем вывоза груза из конкретной страны. Причем необходимо закладывать увеличенные сроки доставки товара. "Мы должны понимать, что логистические маршруты сейчас могут составлять 25 дней, а будут и 50 – в зависимости от схемы", – уточнила эксперт. В начале лета из Циндао в Москву прибыл первый ускоренный рефрижераторный поезд. Состоящий из 50 автономных 40-футовых рефрижераторных контейнеров, он за 17 дней доставил из Китая в Россию различные продукты питания. Его запустила компания "Рефагротранс". "С появлением регулярного маршрута Циндао – Москва – Циндао у российских экспортеров теперь есть возможность ускорить доставку своей продукции на экспорт за счет технологии перестановки контейнеров при выполнении стыковочных операций на границе и увеличить объемы поставок благодаря ежедневным отправкам автономных контейнеров в Китай", – говорят в компании. Другими словами, в текущих условиях важно точечное развитие на местах при общей координации развития сервиса УКП. Так, весной РЖД и FESCO заключили соглашение о развитии УКП и увеличении скорости движения контейнерных поездов за счет перехода на инновационный подвижной состав. В соответствии с ним стороны намерены совместно участвовать в проектах по созданию и производству вагонной тележки и вагона-платформы длиной 40 футов и эксплуатационной скоростью движения до 140 км/ч, а также вагонаплатформы длиной 80 футов для перевозки контейнеров на тележках модели 18-9999. Ускоренные контейнерные поезда берут на себя часть контейнерного грузопотока. И главное сегодня, как отмечают участники рынка, не допустить удорожания такой перевозки и роста порожнего пробега подвижного состава, как и простоев платформ и контейнеров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.09.2022