22-03-22 / 2022
Новости отрасли
Приостановка Правил недискриминационного доступа позволяет РЖД сосредоточиться на перевозке контейнеров, но вывоз угля из Кузбасса ник...

Правительство РФ приостановило Правил недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов России до 1 июля 2022 года. Можно предположить, что временная отмена так называемого недискриминационного доступа позволит ОАО "РЖД" увеличить объем провоза наиболее прибыльных в транспортировке грузов, а именно контейнеров. Напомню, отмена "правил" появилась в правительственном "Плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления". Эта мера относится в первую очередь к дорогам Восточного полигона - БАМу и Транссибу и связана с фактическим прекращением экспортных отгрузок в направлении Европы. Более того, в проекте Плана был отдельный пункт, предусматривающий установление приоритетного доступа к провозной способности ОАО "РЖД" для перевозок несырьевых грузов в направлении портов и пограничных передаточных станций Дальневосточного федерального округа.

Правила недискриминационного доступа с 2020 года предусматривают систему приоритетов для различных типов грузов. В первую очередь обеспечивается транспортировка грузов для ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, на втором месте по значимости - грузы, транспортируемые для реализации поручений президента страны, затем уже идут контейнеры, внутрироссийские перевозки и т.д.

С одной стороны, отмена правил теоретически позволяет ОАО "РЖД" сосредоточиться на перевозке контейнеров. С другой, поручения президента, предписывающие вывезти значимые объемы угля из Бурятии, Хакасии и, конечно, Кемеровской области, никто не отменял. Его надо выполнять. И ОАО "РЖД" как национальный железнодорожный перевозчик, как государственная компания, уверен, будет эти поручения выполнять.

Переориентация экспортных отправок на восточное направление не связана с изменениями правила доступа к инфраструктуре. Просто сейчас это наиболее безопасное направление экспорта. Судоходство в Черном и Азовском морях затруднено, отгрузка, за исключением транзитных контейнеров в Балтийских портах в адрес европейских получателей, равно как и передача по сухопутным стыкам в Польшу, усложнена из-за рисков попасть под санкции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер22.03.2022