21-12-12 / 2012
Новости отрасли
Приоритетом инвестиционной политики РЖД является развитие инфраструктуры на основных транзитных направлениях

На Северо-Кавказской железной дороге инвестпрограммы в текущем году были направлены на модернизацию оборудования и устройств железнодорожной инфраструктуры, в том числе электроснабжения, автоматики и телемеханики. Отдельно стоит отметить проект, реализованный в рамках внедрения энергосберегающих технологий, - оснащение вокзала г. Анапы солнечными батареями.

Модернизация лишней не бывает

В программе 2012 года, реализуемой на Северо-Кавказской железной дороге, большое место занимают проекты, предусматривающие обновление оборудования и устройств железнодорожной инфраструктуры. На их выполнение в текущем году было выделено около 8 млрд рублей. Так, на модернизацию предприятий путевого комплекса направлено 0,6 млрд рублей, повышение безопасности движения - 0,2 млрд, на обновление основных фондов - 0,2 млрд, подвижного состава - 5,3 млрд, модернизацию оборудования и устройств электроснабжения - 0,2 млрд, внедрение ресурсосберегающих технологий - 0,1 млрд.

Основой модернизации, проводимой на дороге, является замена оборудования с 100%-ным моральным и физическим износом, особенно в путевом, локомотивном и вагонном хозяйствах. А также приобретение современного технологического оборудования взамен устаревшего, не отвечающего действующим нормам и правилам. Реализация мероприятий по обновлению подвижного состава позволит снизить общие темпы старения парка и тем самым предотвратить масштабное выбытие вагонов по уровню фактического износа и сроку службы.

Инвестиции в модернизацию оборудования и устройств электроснабжения на Северо-Кавказской железной дороге за 10 месяцев 2012 года составили 550 млн рублей. Так, в Ростовском регионе завершены работы по обновлению контактной сети на перегоне Горная - Шахтная. Производится обновление контактной сети и в Краснодарском регионе. На перегонах и станциях участка Туапсе - Сочи завершается первый этап запланированных работ: техническое перевооружение контактной сети на перегоне Чемитоквадже - Якорная Щель и на станциях Чемитоквадже, Якорная Щель, Лазаревская, Лоо и Дагомыс. Завершены проектные и начаты строительно-монтажные работы по второму этапу технического перевооружения контактной сети на участке Туапсе - Сочи, а также по реконструкции тяговой подстанции Дагомыс.

Около 430 млн рублей направлено на обновление устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. В рамках подготовки инфраструктуры к зимним Олимпийским играм 2014 года на Черноморском побережье введены в эксплуатацию устройства микропроцессорной электрической централизации на станциях Чемитоквадже, Шепси, Лазаревская, а на перегонах Туапсе - Шепси и Лазаревская - Чемитоквадже - устройства микропроцессорной автоблокировки типа АБТЦ-ЕМ. Четырехзначная двухпутная автоблокировка построена на перегоне Хоста - Мацеста.

Умный вокзал Анапы

Акцент в освоении инвестиционного бюджета на СКЖД сделан на мероприятиях по охране труда и внедрении ресурсосберегающих технологий. Последние предусматривают введение наукоемких, перспективных ресурсосберегающих технических средств и технологий, направленных на повышение технического уровня подвижного состава и предприятий дороги. В 2012 году наиболее ярким проектом по энергосбережению на Северо-Кавказской железной дороге стал проект "Умный вокзал", реализуемый на вокзале самого солнечного города на Черноморском побережье - Анапы.

Северо-Кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов завершила реализацию пилотного проекта по оборудованию вокзала системой солнечных модулей. Эта система спроектирована на базе тонкопленочных фотоэлектрических модулей, она состоит из полностью унифицированных компонентов и преобразует солнечную энергию в электрическую. В настоящее время на крыше здания вокзала размещено 560 солнечных модулей, суммарная мощность которых составляет 70 кВт. Срок службы системы - 20 лет. Общая сумма инвестиционных вложений за 2011-2012 гг. составила 12,963 млн рублей.

Солнечные модули осуществляют преобразование солнечного излучения в постоянный электрический ток, который передается к инверторному оборудованию для преобразования в переменный. Система работает в двух режимах. В энергосберегающем электроэнергия, вырабатываемая системой, поступает непосредственно в электрическую сеть здания железнодорожного вокзала Анапы. В аварийном режиме (при отключениях промышленной электрической сети) осуществляется обеспечение электроэнергией выделенной группы потребителей.

С вводом в действие солнечных модулей здание вокзала в дневное время суток стало полностью независимо от внешних источников питания. При этом учитывается работа всех систем (освещение, кондиционирование, вентиляция, информационные табло, различные службы).

В системе имеются аккумуляторные батареи, которые, накапливая энергию, могут работать в аварийном режиме. В этом случае вокзал может обходиться своими силами и ночью. Аккумуляторы позволяют в аварийном режиме работать всему вокзалу в течение 3-4 часов, а если задействовать только основные службы - билетные кассы, пожарную и охранную системы и т. д., - то в течение суток. В ночное время электроэнергия подается обычным способом, от внешних источников. Для обеспечения вокзала достаточно 40-50 кВт. В связи с этим решается вопрос о передаче излишков электроэнергии, вырабатываемой системой, в общую сеть, что повысит экономический эффект от внедрения системы солнечных модулей.

Таким образом, основными факторами экономической эффективности и целесообразности применения системы солнечных модулей являются: снижение потребления электроэнергии от энергоснабжающей организации и уменьшение стоимости подключения потребителя к электрическим сетям городских коммуникаций вследствие снижения подключаемой электрической мощности. Годовой экономический эффект от внедрения системы составит 1,6 млн рублей.

В соответствии с инвестиционным проектом 2012 года на железнодорожном вокзале Анапы начаты работы по внедрению системы энергообеспечения на основе возобновляемой (ветровой) энергии. Первоначальный лимит финансирования составляет 20 млн рублей. Ветряной генератор предназначен для выработки электрической энергии посредством преобразования кинетической энергии ветра в электрическую с помощью генератора в процессе вращения. В Анапе достаточно ветра и солнца, а ветро-генератор, в отличие от солнечных батарей, сможет работать и днем и ночью. Он даст дополнительно 50 кВт.

Также важно, что ветрогенератор хорошо сочетается с другими источниками энергии и может работать в паре с дизельными генераторами, солнечными батареями или другими источниками энергии, создавая единый замкнутый цикл. Ветрогенератор и солнечные модули, объединенные в единую систему, при наращивании мощности установленных аккумуляторных батарей сделают вокзал Анапы полностью независимым от внешних источников электроснабжения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер20.12.12Инвестиции в будущее