21-12-10 / 2010
Новости отрасли
Приоритетные задачи ОАО «РЖД» на завершающем этапе реформирования

Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО "РЖД": - Уходящий год стал свидетельством постепенного выхода страны из финансово-экономического кризиса, и для нас важно совместно с партнёрами проанализировать тенденции грузовых перевозок, которые являются барометром восстановления экономики, сверить планы на будущий год. Об этом говорил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов на пленарном заседании VIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» 7 декабря 2010 года.

В текущем году целевой задачей было обеспечение прироста погрузки по сети не менее чем на 3,7% к уровню 2009 года. Однако более динамичное восстановление промышленности, увеличение грузовой базы и слаженная работа железнодорожников и их партнеров позволяют завершить год с приростом около 9%.

За счет этого компания смогла заработать дополнительные доходы и увеличила инвестиционную программу с 270,5 млрд. до 315 млрд. руб.

С учетом прогноза Минэкономразвития по росту объемов промышленного производства на 2011-2013 годы и ожидаемого оживления рыночной конъюнктуры мы имеем реальную возможность в 2013 году выйти на уровень погрузки докризисного 2008 года. Таким образом, мы видим, что кризис замедлил развитие рынка грузовых железнодорожных перевозок по объемам как минимум на 5 лет!

Объемы перевозок пассажиров также находятся существенно ниже докризисного уровня. Пассажирооборот в текущем году, по оценкам, будет снижен более чем на 9%, прежде всего - за счет серьезного сокращения пригородных перевозок почти на 28%. (В дальнем следовании прогнозируется снижение более чем на 3%.)

Такое существенное снижение объемов пригородных перевозок связано в том числе с изменениями в системе учета проезда пассажиров. Если ранее продавалось значительное количество месячных абонементных билетов и по каждому автоматически учитывалось 50 поездок, то сейчас компания ввела серию абонементных билетов с меньшей продолжительностью действия и повысила долю разовых билетов, в первую очередь при перевозке льготных категорий граждан.

Залог дальнейшего развития отрасли мы видим преж де всего в увеличении объемов перевозок в интересах развивающейся экономики России. Поэтому решение задачи выхода перевозок на докризисный уровень ложится на плечи всех без исключения участников транспортного процесса.

2011 год должен стать годом, завершающим процесс проводимых на железнодорожном транспорте структурных преобразований, и от успешности мероприятий в итоге будет зависеть окончательный результат всей проводимой реформы.

ОАО "РЖД" за период реформирования удалось внести значительный вклад в развитие отрасли, стать рыночно- и клиентоориентированной компанией. За 7 лет существования мы постоянно совершенствовали качество работы и повышали эффективность перевозочного процесса, занимались разработкой и внедрением инновационных продуктов, выполняли социальные и государственные задачи. Нам удалось существенно повысить скорость доставки грузов (на 5% к уровню 2003 года), участковую скорость движения грузовых поездов (на 5,3%), вес поезда (на 5,7%). Повышена внутренняя эффективность работы компании - за 7 лет работы обеспечено снижение себестоимости перевозок более чем на 20% в реальном исчислении с учетом инфляции, а доля объемов железнодорожного транспорта в ВВП сократилась в 1,5 раза - с 4% до 2,6%. За все время существования компании по вине ОАО "РЖД" общее количество нарушений безопасности движения снижено на 23%. С 1 апреля 2010 года начата хозяйственная деятельность дочернего общества ОАО "РЖД" - Федеральная пассажирская компания. За счет создания ФПК и решений правительства по компенсации потерь в доходах перевозчиков решается вопрос ликвидации перекрестного субсидирования между перевозками грузов и пассажирскими перевозками в дальнем следовании.

В текущем году завершается процесс создания пригородных пассажирских компаний. С 2011 года 26 компаниями совместно с субъектами Российской Федерации будут осуществляться все пригородные железнодорожные перевозки в стране.

Все это время значимым приоритетом в работе ОАО "РЖД" было и остается развитие и укрепление многосторонних отношений с нашими соседями. Так, совместно с белорусскими и казахстанскими коллегами мы активно работаем над вопросами формирования единого транспортного пространства в рамках Таможенного союза. Нам удалось выполнить значительную часть мероприятий, предусмотренных базовыми документами реформирования. Повышена финансовая прозрачность деятельности железнодорожного транспорта, созданы нормативно-правовые и организационные условия для развития конкуренции в различных видах деятельности и привлечения в отрасль частных инвестиций.

С момента начала реформ отрасли более 360 млрд руб. активов ОАО "РЖД" было реструктурировано и выведено в 75 дочерних и зависимых обществ, начата продажа их акций. В настоящее время ОАО "Российские железные дороги" развиваются как эффективный транспортный холдинг.

Кроме того, в ходе реформы созданы условия для привлечения частных инвестиций в отрасль, динамичного развития конкуренции в различных сферах деятельности, в том числе для оперирования грузовыми вагонами и ремонта подвижного состава. Так, если в 2003 году в приватных вагонах выполнялось менее 22% грузооборота, то в декабре 2010-го - уже 83%, число собственников и операторов вагонов составляет 1870. Доля не зависимых от ОАО "РЖД" компаний в объемах ремонта грузовых вагонов возросла с 2% в 2003 году почти до 22% в 2010 году.

В 2010 году создано дочернее общество ОАО "РЖД" - Вторая грузовая компания. С 1 октября текущего года ОАО "ВГК" начала хозяйственную деятельность и реализацию инвестиционных программ, направленных на обновление парка вагонов.

Согласно решениям Правительства Российской Федерации осуществлена продажа 23 тыс. зерновозов и 50 тыс. полувагонов ОАО "РЖД" с истекшими сроками службы для их восстановления путем капитального ремонта за счет средств приобретателей. Данный шаг был направлен на снижение дефицита подвижного состава на рынке и создание условий для эффективного укрупнения операторов подвижного состава. При этом все вырученные от продажи вагонов средства направлены на развитие инфраструктуры РЖД.

С целью развития конкуренции сектора по ремонту подвижного состава завершается выделение вагоноремонтного комплекса ОАО "РЖД" (119 депо) в три дочерних общества, организованных как сетевые компании с экстерриториальным расположением объектов по всей сети железных дорог. В перспективе конкуренция трех крупных игроков на рынке должна привести к росту качества услуг и оптимизации цен для собственников вагонов.

Значительные средства инвесторов привлечены в развитие логистической деятельности, улучшение сервиса для пассажиров в пути следования, производство промышленной продукции для нужд железнодорожного транспорта.

ОАО "РЖД" сделаны конкретные шаги для привлечения в отрасль средств частных инвесторов, в том числе международных финансовых институтов.

В 2010 году осуществлено публичное размещение 35-процентного пакета акций ОАО "ТрансКонтейнер", продажа которых принесла компании $388 млн. доходов. Вырученные средства были направлены на финансирование инвестиционной программы ОАО "РЖД".

Стоит отметить, что количество поданных инвесторами заявок на покупку акций существенно превысило объем реализуемого пакета, и это подтверждает правильность и эффективность проводимых реформ.

Проводится работа по привлечению стратегического инвестора канадской компании Bombardier в ОАО "ЭЛТЕЗА", что позволит повысить технологический уровень производства электронных средств для систем сигнализации и блокировки. В настоящее время согласовываются форма и сроки продажи контрольного пакета акций ОАО "Первая грузовая компания".

Особое внимание компанией уделяется вопросам совершенствования перевозочного процесса в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов. В ОАО "РЖД" уже реализуется технология управления вагонными парками собственников, направленная на удовлетворение по принципу "одного окна" потребностей грузоотправителей в перевозках с предоставлением комплексного транспортного обслуживания, а также на снижение нагрузки на инфраструктуру за счет эффективного управления парками.

При этом сохранение интеграции ОАО "РЖД" как перевозчика с общесетевыми операторами - ОАО "Вторая грузовая компания", ОАО "ТрансКонтейнер" и другими дочерними операторскими компаниями - позволит сохранить клиентоориентированность компании, развивать комплексные транспортно-логистические продукты в интересах конечных грузовладельцев, а также поддерживать конкурентоспособность в международном масштабе.

Отмечу, что повышение клиентоориентированности компании - это наша стратегическая цель и одна из основных задач, ради которой осуществляется реформирование отрасли.

Вместе с тем в текущем году, несмотря на выполнение всех бюджетных качественных показателей использования подвижного состава, не будем лукавить, ситуация оставалась сложной, а иногда и просто абсурдной. Снижается участковая скорость, производительность полувагона в сопоставимых условиях снижена на 15% по сравнению с уровнем 2003 года. Мы наблюдаем, как, например, на Западно-Сибирской железной дороге скапливается 30-34 тыс. порожних полувагонов и при этом срывается план погрузки угля для нужд ЖКХ и российских потребителей. За 9 месяцев 217 тыс. порожних полувагонов и 370 тыс. порожних цистерн следовали навстречу друг другу, в том числе по лимитирующим направлениям перевозок.

И эти проблемы хорошо известны всем участникам рынка, однако скорость их решения не выдерживает никакой критики. В результате мы вместе теряем потенциальные доходы и прибыль, авторитет в глазах клиента.

Для полноценного формирования рыночных отношений и повышения эффективности использования вагонных парков нам еще предстоит решить много задач. Это прежде всего:

- определение и закрепление правовых и организационных основ участия операторов железнодорожного подвижного состава в осуществлении перевозочного процесса;

- принятие правил перемещения порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, и нормативного акта об организации воинских и специальных перевозок в условиях отсутствия вагонов у перевозчика;

- совершенствование тарифной политики, направленной на активизацию ценовой конкуренции в операторском сегменте, повышение эффективности эксплуатации вагонного парка и качества обслуживания клиентов. Отдельно хочу остановиться на вопросе, который в последнее время вызывает различные дискуссии, - это предусмотренное Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок сохранение у ОАО "РЖД" статуса общесетевого перевозчика с интегрированным локомотивным парком и создание института локальных перевозчиков на выделенных маршрутах. Такое решение позволит обеспечить сохранение технологической устойчивости работы железнодорожного транспорта и привлечь частные инвестиции в приобретение локомотивного парка.

На совещании у первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова как представителями грузоотправителей, так и руководителями правительства отмечалось, что к вопросу введения института частных перевозчиков нужно подходить предельно осторожно и аккуратно, в основе решения должны лежать технологические факторы. Поспешная либерализация рынка может привести к дезорганизации перевозочного процесса, а эффекты от реализации реформы должны быть получены грузоотправителями в виде снижения тарифной нагрузки и роста качества услуг, а не только частными операторами в виде неоправданных сверхприбылей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.10Сочетание интересов