21-08-21 / 2021
Новости отрасли
Приоритет отдадут рельсам

Европейский союз продолжает финансировать инфраструктуру железных дорог как основу транспортного комплекса

Европейское исполнительное агентство по климату, окружающей среде и инфраструктуре (CINEA, см. справку) выделит дополнительные инвестиции на поддержку 68 транспортных проектов стран Европейского союза (ЕС). Средства в размере 242,2 млн евро будут направляться из транспортного Фонда объединения Европы (Connecting Europe Facility, CEF, см. справку). Совет ЕС уже одобрил заявки министерств транспорта Финляндии и Латвии.

Выделенные средства являются дополнительными грантами прошлого шестилетнего пакета транспортной программы CEF на период 2014-2020 годов. Совет поддержит 37 проектов железнодорожной инфраструктуры (общая сумма финансирования – 181,4 млн евро), связанных с Трансъевропейской высокоскоростной транспортной сетью (Trans European Networks, TEN-T, см. справку). К ним относится, например, строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica с европейской шириной колеи 1435 мм через Эстонию, Латвию и Литву.

CINEA объявило о конкурсе заявок в конце 2020 года. Далее последовала подача предложений частных предприятий и государственных органов стран – участниц ЕС и их отбор комиссией. После окончательного решения Европейский союз направит одобренным заявкам средства в виде грантов с разными ставками софинансирования. Ставка зависит от важности и масштаба инициативы.

ЕС уже одобрил заявки на три транспортных проекта Министерства транспорта и коммуникаций Финляндии. Общая сумма финансирования составит 10,9 млн евро.

По словам министра транспорта и коммуникаций Финляндии Тимо Харакка, планы доступных по всей стране железных дорог теперь будут получать более существенное и регулярное финансирование ЕС.

"Но мы должны помнить, что финансирование ЕС только дополняет наши национальные инвестиции, которые и без того должны быть эффективными и действенными", – добавил Тимо Харакка.

Заявки на три транспортных проекта были одобрены Министерством финансов 11 марта 2021 года. Далее прошедшие отбор инициативы были отправлены в комитет транспортной программы CEF.

Министр транспорта и коммуникаций Финляндии также упомянул, что подготовить более структурированные и стратегически верные заявки для конкурсов ЕС администрации помогает Транспортный план 12. Директор подразделения развития департамента сетей Тимо Киевари объяснил "Гудку", что Транспортный план 12 (Национальный транспортный план) – это стратегическая программа долгосрочного развития всей транспортной системы страны, составленная на 12 лет вперед.

"План охватывает все виды транспорта, пассажирские и грузовые перевозки, услуги, а также включает в себя план действий и программу финансирования центрального правительства. Эта программа делает процесс принятия решений в транспортном сегменте более эффективным", – отметил Тимо Киевари.

На план развития железнодорожного участка Тампере – Оулу (юго-запад Финляндии, протяженность более 500 км) из CEF выделили 2,5 млн евро. Сумма, предоставленная ЕС, составляет половину затрат на планирование строительства дороги. Грант будет направлен на строительство дополнительных веток на участках Тампере – Сейняйоки (южная часть маршрута, 140 км) и Юливиеска – Оулу (северная часть, 120 км), которые испытывают проблемы с пропускной способностью.

Как ранее писал "Гудок", в марте 2021 года Финское агентство транспорта и инфраструктуры (FTIA) представило отчет о возможностях развития железнодорожной инфраструктуры на этом маршруте. Согласно исследованию строительство новых дополнительных путей позволит увеличить пропускную способность и сократить время грузовых и пассажирских перевозок.

Сейчас минимальное время в пути от Тампере до Оулу составляет 4 часа 10 минут. По заявлению эксперта по транспортным системам FTIA Ютты Харьюнен, если бы Тампере – Сейняйоки и Юливиеска – Оулу были двухпутными, то по указанному маршруту время поездки составляло бы чуть более трех часов.

На проект строительства двухпутной магистрали Купитта – Турку и железнодорожной станции Турку СEF планирует выделить около 6,3 млн евро. Цель этой инициативы – поддержать рост пассажиропотока между Хельсинки и Турку и сравнять его с потоком грузов, проходящих по этой линии. Маршрут Хельсинки – Турку (среднее время в пути – 2 часа 15 минут) является частью проекта Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T), что позволило претендовать на европейское финансирование.

Выделенные средства также будут направлены на развитие местного транспорта в регионе Турку. Начало строительства запланировано уже на этот год.

Оставшаяся сумма в размере 2,13 млн евро пойдет на планирование развития инфраструктуры морского порта Турку.

"Реализацию одобренных ЕС проектов будут осуществлять FTIA и частные субъекты. Каждое предприятие будет отвечать за определенные задачи. Например, FTIA поручит планирование, строительство и обслуживание железнодорожной сети Финляндии компаниям, которые смогут предоставить необходимые для реализации проектов услуги, – пояснил "Гудку" директор подразделения развития департамента сетей Тимо Киевари. – Администрация города Турку также планирует меры по развитию транспортного сообщения порта Турку и улучшению его доступности".

С 2014 года ЕС предоставила Финляндии финансирование на сумму 262 млн евро.

Как было упомянуто ранее, в проекте TEN-T помимо Финляндии участвуют еще три железнодорожные администрации, входящие в пространство 1520, – Латвия, Литва и Эстония. Деньги из CEF в железнодорожном секторе данных стран выделяются в основном на проекты, связанные с трансграничной магистралью Rail Baltica. Сейчас Латвии предоставили финансовую поддержку в размере 5 млн евро для дальнейшего развития Rail Baltica. Соглашение о получении гранта предположительно будет заключено до конца 2021 года.

"Rail Baltica – это важный проект для развития национальной экономики, который реализуется за счет софинансирования ЕС. Современная железнодорожная линия свяжет нас с Европой и откроет новые возможности для бизнеса. При этом мы создаем удобное региональное сообщение, что значительно повысит мобильность населения. Мы довольны прогрессом, достигнутым к настоящему времени в привлечении средств из Фонда объединения Европы", – заявила заместитель государственного секретаря Министерства транспорта Латвии Лигита Ауструпе.

На данный момент Латвия уже получила из фонда около 313 млн евро. Основным источником финансирования проекта Rail Baltica является финансирование из CEF. 85% от общей стоимости проекта – средства ЕС, остальные 15% финансируются странами Балтии из государственного бюджета. Если реализация грантов будет успешной, Латвия сможет подать новые заявки на дополнительные гранты.

Уже полученные средства в проекте Rail Baltica задействованы в планировании и проектировании объектов инфраструктуры, региональных станций и остановок, а также на эти деньги начато строительство мультимодального транспортного узла Rail Baltica в международном аэропорту Рига.

Согласно пресс-релизу на официальном сайте Совета Европейского союза, после принятия официального решения о финансировании CINEA начнет подготовку соглашений о грантах с бенефициарами проекта.

По словам комиссара Европейской комиссии по транспорту Адины Вэлеан, принятое решение о финансировании поможет Европейскому союзу к 2030 году сократить чистые выбросы парниковых газов на 55%.

"Одобренные проекты являются отправной точкой для перехода к устойчивой и экологически чистой европейской транспортной сети, – добавила Адина Вэлеан. – В будущем мы собираемся выделить новые средства в размере 30 млрд евро на проекты в области транспорта, энергетики и цифровых технологий. Эти проекты – часть программы CEF на 2021-2027 годы".

Напомним, что в марте Европейский совет утвердил шестилетний объем финансирования для проектов в сфере транспорта, энергетики и цифровой инфраструктуры. Средства в размере 33,7 млрд евро будут направляться из CEF. Железнодорожные администрации стран ЕС смогут направить свои заявки на финансирование проектов в период с 2021 по 2027 год.

"Эта последняя серия софинансирования в конечном итоге приведет к улучшению трансграничных связей, усилению совместной модальности и в целом сделает транспортный сектор ЕС более экологичным", – заявил директор CINEA Дирк Бекерс.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.08.2021