22-07-14 / 2014
Новости отрасли
Приоритет качеству

Характерной особенностью эксплуатационной работы сети в первом полугодии можно считать продолжение переориентации грузопотоков в направлении портов, сопровождающееся увеличением средней дальности перевозок. В результате за январь – февраль тарифный грузооборот вырос на 5,6.

На сети сделан упор на выполнение основных показателей использования подвижного состава. Традиционно наибольшими темпами этот показатель рос на Восточном полигоне – на Красноярской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах – соответственно на 11,8, 5,9, 9,1, 11,3 и 12,5%. Для сравнения, на магистралях центральной части России – Московской, Северной, Юго-Восточной, Приволжской и Куйбышевской – он вырос на 1,2, 0,4, 1,9, 1,1 и 0,9%.

В целом по сети темпы увеличения погрузки в адрес российских портов в июне сохранялись на уровне 13%, в том числе в направлении дальневосточных объемы подросли на 30%, Северо-Запада – на 13%. На 1% меньше, чем в 2013 году, отгружалось продукции в адрес портов и нефтебаз полигона Северо-Кавказской дороги. Основной причиной снижения стало падение погрузки не менее чем в два раза из Казахстана жидких углеводородов в адрес станции Вышестеблиевская. Вполне понятно, что в сопоставимых значениях в портах возросла и выгрузка – в целом по сети на 12%, в том числе на Дальневосточной дороге – на 26%, на Октябрьской – на 13%.

В то же время погрузка экспортных грузов через погранпереходы России с другими странами в июне упала на 8%, в том числе в Китай на 9%, в страны Балтии на 20%. Но особенно заметно на пограничных пунктах с Эстонией – на 46%. Как и следовало ожидать, заметно, примерно на 24%, сократился прием грузовых поездов через межгосударственные стыковые украинско-российские пункты, на 15% упала передача и в обратном направлении.

Что касается динамики объемов погрузки в целом по сети, то следует отметить, что тенденция нарастающего отставания от прошлогоднего уровня, наметившаяся еще в мае, в июне продолжала лишь усиливаться. И происходило это не только из-за общего ухудшения экономической ситуации, и в частности в связи с завершением строительных работ на олимпийских объектах в Сочи. На то были и объективные причины, исходившие из той ситуации, которая складывается на Украине, что не могло не привести к падению грузовой базы, а значит, и перевозок туда и в обратном направлении.

В июне с плановым заданием по погрузке справились все без исключения магистрали. Однако преодолеть прошлогодний рубеж удалось лишь на трех дорогах: Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской и Свердловской – на 4, 5, 2, 1 и 0,8%. Заметно лучше ситуация с погрузкой выглядит по итогам первого полугодия.

С превышением прошлогодних объемов отработали те же Западно-Сибирская и Свердловская дороги – на 3,6 и 5,5%, а также Куйбышевская и Калининградская – на 2,6 и 2,8%.

И примерно вровень с достигнутыми результатами 2013 года велась отгрузка на Октябрьской и Приволжской дорогах.

В целом по итогам шести месяцев года на сети были выполнены плановые задания по большинству качественных показателей использования подвижного состава, в том числе средний вес грузового поезда вырос к плану на 0,2%, среднесуточная производительность локомотива – на 6,4%.

Наибольшая положительная динамика в выполнении всех бюджетных параметров и к заданию, и уровню прошлого года отмечена на полигонах Московской, Северной и Красноярской дорог. Так, средний вес поезда на Московской вырос на 47 тонн к январю – июню прошлого года, Северной – на 40 тонн, Красноярской – на 60 тонн.

Также в первом полугодии все дороги улучшили выполнение графика движения грузовых поездов. По отправлению он выполнен на уровне 96% с ростом к прошлому году на 5,6 процентного пункта, по проследованию – на 51,2%, но это уже на 13,5 процентного пункта превышает прошлогодний показатель.

В январе – июне по специализированным расписаниям отправлено 36 тыс. грузовых поездов, в том числе по договорам с фиксированным временем отправления и прибытия – 7,8 тыс. поездов.

К положительному моменту за этот же период можно отнести высокий уровень организации пропуска контейнерных поездов. За 6 месяцев маршрутная скорость контейнерных поездов составила 892 км/сут., а в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» – 1084 км/сут., что соответственно на 1,6 и 3,1% выше, чем годом ранее.

Однако в июне маршрутная скорость контейнерных поездов упала к 2013 году на 5 км/сут.. На 60 км/сут. замедлилось движение и в рамках программы «Транссиб за 7 суток». В Центральной дирекции управления движением основной причиной назвали неудовлетворительную работу Забайкальской и Дальневосточной дорог, где при массовых предоставлениях «окон» допускались сбои в графике движения, связанные с отказами в работе технических средств.

В то же время в прошлом месяце удалось повысить на 4 км/сут. маршрутную скорость отправительских маршрутов из груженых вагонов до 524 км/сут. Была улучшена и надежность доставки – до 86,8%, в том числе груженых отправок – до 89,4%.

Необходимо отметить и положительную динамику скорости доставки грузов в целом, которая в июне превысила 300 км/сут., что свидетельствует в том числе и о сокращении потерь на сортировочных и грузовых станциях.

Обозначенные выше проблемы накладывают свой отпечаток и на работу пассажирского комплекса. В июне на сети продолжилось падение пассажирооборота – в целом на 10,9%, причем заметное снижение имеется как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении. По итогам полугодия падение не так велико – на 7,2%, и, в основном, из-за сокращения пассажиропотока в дальнем следовании (на 10,1%). При этом в пригородном сообщении пассажирооборот вырос, но на этот раз весьма незначительно – на 1,6%.

Всего в январе – июне было перевезено свыше 516 млн пассажиров, что на 0,4% превышает прошлогодний итог, но сохранение прироста достигнуто опять же за счет пригорода – всего в этом секторе перевезено 469,3 млн человек.

Отдел эксплуатационной работы транспорта Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.07.2014