06-08-14 / 2014
Новости отрасли
Принуждение к омолаживанию

Опубликованное в первый день августа постановление правительства РФ № 737 "О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" с удовлетворением восприняли в кабинетах Минтранса, Ростехнадзора, вагоностроительных предприятий, и совершенно противоположным образом отнеслись к нему представители операторского бизнеса. Данный документ может серьезно повлиять на экономические результаты работы многих операторских компаний и привести к серьезному снижению размеров вагонного парка на сети дорог. Причем сделать это резко, в короткий промежуток времени, да еще в условиях снижения доходности на вагон, связанного с падением объемов перевозок.

Проект постановления разработан в аппарате Минтранса России в рамках реализации Плана мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава (утвержден поручением правительства России от 18 апреля 2013 г. и протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта от 24 января 2014 г.). Он вносит изменения в постановление правительства от 1 декабря 2009 года "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

Подписанным постановлением внесены дополнения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. В него включены грузовые вагоны, впервые выпускаемые в обращение или прошедшие модернизацию с продлением срока службы.

"Документ позволит повысить уровень безопасности при эксплуатации подвижного состава за счет проведения процедур подтверждения соответствия подвижного состава, прошедшего модернизацию с продлением (назначением нового) срока службы, нормам безопасности", - говорится в преамбуле к постановлению.

С формулировками постановления согласны в НП "Объединение вагоностроителей", сообщил руководитель информационно-аналитической службы НП "Объединение вагоностроителей" Станислав Золотарев. "На сегодняшний день процедура продления срока службы подвижного состава осуществляется в соответствии с Положением о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении, которое имеет статус рекомендательного документа межгосударственного органа. Оно введено в действие на территории РФ приказом Минтранса как временная мера в связи с тяжелым экономическим положением, в котором находились производители. Документ принципиально не менялся с 1998 года. Проведенные в 2013 году Ространснадзором проверки показали, что практически 100% организаций, осуществляющих продление срока службы, проводят его с нарушениями этого Положения, в том числе и грубыми, что свидетельствует о его неэффективности", - отметил он.

По мнению руководителя информационно-аналитической службы НП "Объединение вагоностроителей", принятый документ будет способствовать внедрению нового современного подвижного состава, омолаживанию парка вагонов в РФ и повышению уровня безопасности на сети.

По данным исследования ИА Infoline, среди 1,2 млн грузовых вагонов на сети дорог около 230 тыс. - это вагоны с продленным сроком службы. При нормативном сроке службы полувагона в 22 года его средний возраст составляет 15 лет.

В качестве доказательства своей позиции С. Золотарев приводит данные справки ОАО "РЖД" по безопасности движения за 4-5 августа. В частности, указывает на случай схода 16 грузовых вагонов на участке Могуча - Уруша Забайкальской железной дороги 5 августа. По данным ОАО "РЖД", полувагон, из-за которого случился сход, находился в аренде у ОАО "ПГК" и был выпущен в 1983 году с назначенным сроком службы в 22 года. После восстановления вагону был продлен срок службы еще на 11 лет, до 2016-го. В 2013 году он проходил деповской ремонт на вагоноремонтном депо ОАО "ВРК-2" Кавказской железной дороги. Также в 2014 году у него уже было два ремонта ТР1 по неисправности "обрыв сварного шва стойки" (17 июня 2014 г.) и по неисправности "отгиб опорной площадки" (18 июля 2014 г.), которые проходили на вагоноремонтных депо Абакан Красноярской железной дороги и Тайга Западно-Сибирской железной дороги соответственно.

Позиция НП "ОВС", на которую ссылается С. Золотарев, заключается в том, что после 27 лет эксплуатации вагонов наблюдается резкое увеличение текущих оцепочных ремонтов не только в области вагонных тележек, но и других элементов конструкции вагона. Именно по этой причине необходимо если не отказаться от продления срока службы вагонов, то значительно повысить контроль за ремонтом и ответственность предприятий, которые его осуществляют.

В целом позицию ОВС разделяют и в ОАО "НП "Уралвагонзавод", которое было одним из консультантов Минтранса по разработке проекта постановления. "Срок службы вагона - его техническая характеристика, заложенная конструктором, - заявил заместитель директора УВЗ Андрей Шленский. - Эксплуатировать его потом - все равно что жить по просроченному паспорту: неизбежно будут возникать проблемы". Представитель УВЗ заявил, что вагоностроители в РФ могут удовлетворить спрос на любые вагоны в любом количестве, требуемом сетью.

В свою очередь, в НП ОЖдПС указывают на противоречия данного документа, заключенные в его тексте, в том числе и по отношению к действующей правовой документации Таможенного союза. "В пояснительной записке к документу говорится, что сертификация требуется для подвижного состава, прошедшего модернизацию (конструктивное изменение базовой конструкции вагона), а в тексте постановления речь идет уже о продлении как таковом, - пояснил заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин. - Теперь среди стран - участниц Таможенного союза только законодательство РФ подразумевает такой запрет".

По мнению представителя операторского партнерства, причиной принятия постановления стали действия лоббистов, которых не устраивало положение вступившего в силу 2 августа нового технического регламента ТС "Об обеспечении безопасности железнодорожного подвижного состава", предусматривающего переходный период до 02.08.2016 г. на сертифицирование продукции, которая ранее не подлежала сертификации.

"Участники нашего партнерства предполагают, что получить сертификаты на ремонт грузовых вагонов с продлением срока службы будет нелегко", - заявил Д. Семенкин. По данным ОЖдПС, на сегодняшний день подобный сертификат есть только у ЗАО "Титран-Экспресс".

Представитель одной из операторских компаний заявил корреспонденту ИА РЖД-Партнер.ру, что ограничение на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы серьезно ударит по мелким и средним операторам: "Объем перевозок снижается, доходность вагона падает, а покупка новых вагонов часто экономически невыгодна".

Среди представителей вагоноремонта, похоже, нет сложившегося мнения по поводу новых условий работы. По крайней мере ИА РЖД-Партнер.ру дважды предложили обратиться за комментариями позднее, "когда все станет ясно".

"Сегодня к нам уже неоднократно обращались представители СМИ с просьбой прокомментировать данный документ, - сообщили ИА РЖД-Партнер.ру в ВРК-3. - Однако мы приняли решение не комментировать его. Подождем реакции рынка".

Таким образом, принятый документ хоть и оценивается совершенно по-разному представителями различных сегментов рынка, но он уже стал законом, а поэтому всем придется жить в изменившихся условиях, как бы они к этому ни относились.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру06.08.2014