26-02-25 / 2025
Новости отрасли
Принимать решительные меры

РЖД призвали владельцев вагонного парка умерить аппетиты

Никак не хотят владельцы и операторы вагонного парка понять, что "Российские железные дороги" – это не только про обслуживание бизнеса, но и про "службу государеву". И чем настойчивее руководство компании пытается уговорить их привести свои аппетиты в соответствие с реальными возможностями сети, тем громче хор обиженных голосов, обвиняющих РЖД в ущемлении разнообразных бизнес-интересов.

В чем, собственно, дело? Дело в том, что сеть одна, а операторов много. И каждый хочет поставить на рельсы как можно больше своих вагонов. Результаты таких подсчетов за февраль заставили железнодорожников схватиться за голову – лишними оказались уже больше 400 тыс. из общего парка в 1,383 млн вагонов. Допустить, чтобы эти сотни тысяч вагонов просто стояли на путях, мы не можем. Ни один метр рельсов не был построен для отстоя вагонов. Дороги должны работать. А как работать, когда на пути пробки и баррикады из порожняка?

Наши железные дороги всегда были лидерами по интенсивности использования инфраструктуры. Но теперь из-за неспособности участников рынка договариваться друг с другом и использовать "чужой" парк, географически ближе расположенный к точке погрузки, разрушается ритмичность работы железной дороги. Отсюда дополнительные затраты на технологически бессмысленную работу: рост числа операций по сортировке и формированию составов по принадлежности, на перемещение однородного парка под один и тот же род груза во встречном направлении. При этом компания работает больше (показатели нагрузки на работников, занятых в перевозках, непрерывно растут), а эксплуатационные результаты остаются, мягко говоря, посредственными: замедляется оборот вагона, растет количество маневровых операций.

Сейчас РЖД предлагают операторам и владельцам заключить соглашения о допуске и эксплуатации вагонов на инфраструктуре железных дорог. Надо быстро убрать с путей невостребованный подвижной состав и обеспечить условия для нормального бесперебойного функционирования остального парка. Соглашения подписали на сегодняшний день ФГК и "Уголь-Транс". Остальные операторы пока думают. В комментариях в прессе отдельные эксперты называют предложенный договор и непроработанным, и кабальным, и односторонним. РЖД обвиняют в стремлении вернуть экономику во времена Госплана СССР (но мы вспомним, кстати, какой объем тогда перевозили куда меньшим парком).

Ситуация серьезная. В 2024 году уже поставили рекорд по поставке новых грузовых вагонов. В 2025-м тенденция продолжается – избыток вагонов растет. Железная дорога юридически не может чинить запреты частному капиталу, нет механизмов. Но сеть уже физически переполнена. Этот путь в буквальном смысле в никуда. Железная дорога так работать не может! Незамедлительно нужны еще более решительные, даже радикальные меры для предотвращения дальнейшей деградации эксплуатационной работы. Настоящее решение проблемы нехватки порожнего вагона кроется в ускорении оборота вагона, а не в механическом приросте парка.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

26.02.2025