21-01-19 / 2019
Новости отрасли
Принцип полигонного управления

На Забайкальской дороге в прошлом году внедряли технологические решения для пропуска предъявляемого поездопотока, сервисы для клиентов и улучшали условия труда и быта сотрудников. Об увеличении погрузки, достижениях, перспективных проектах "Гудку" рассказал начальник магистрали Александр Скачков.

Магистраль наращивает объемы перевозок, несмотря на ограничения пропускных способностей. – Александр Анатольевич, с какими результатами работы завершила дорога 2018 год?

– Коллектив магистрали справился со всеми задачами и обеспечил рост основных показателей. Дорога выполнила более 10% от сетевого объема грузоперевозок. В сравнении с прошлым годом грузооборот увеличился более чем на 4% и составил около 277,5 ткм. Практически на 8% возросла погрузка – всего было погружено 16,5 млн тонн различных грузов.

По основному стыку дороги – станции Петровский Завод прием грузовых поездов в среднем в 2018 году увеличился до 77. Это на три больше, чем за аналогичный период 2017-го.

При этом магистраль работала в условиях нарастания дефицита пропускных способностей, а параметр грузонапряженности, характеризующий интенсивность использования линий, более чем в два раза превысил среднесетевой показатель.

Для пропуска возросшего поездопотока в прошлом году мы продолжили применять технологию вождения соединенных грузовых поездов. По дороге провели более 10 тыс. таких составов, и вновь, как год назад, наша магистраль стала абсолютным лидером по этому показателю на сети.

– С чем в основном был связан рост объемов погрузки?

– Дорога обеспечила вывоз продукции с развивающихся горнорудных предприятий на юго-востоке Забайкалья. Так, с апреля началась отгрузка руды производственным предприятием "ГРК Быстринское". Планируется, что выход комбината на проектную мощность позволит увеличить погрузку дороги к 2020 году более чем на 3 млн тонн. В ближайшие годы мы рассчитываем получить дальнейший рост погрузки за счет развития промышленности региона. Новый импульс должно дать произошедшее в минувшем году вхождение Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа.

– Из-за таких особенностей дороги, как резкие перепады температур, наличие на отдельных участках вечной мерзлоты, большого количества кривых, повышенное внимание всегда уделялось состоянию пути. Как оздоравливали его в прошлом году?

– Капитально отремонтировали более 330 км пути. Всего же различными видами ремонта было охвачено 420 км. Чтобы выполнить запланированные объемы и пропустить весь поездопоток, значительная часть работ велась по технологии закрытого перегона. Участки дороги закрывали для движения поездов на несколько суток и выполняли там максимально полный перечень работ по ремонту пути, искусственных сооружений, устройств контактной сети.

Впервые в 2018 году на участках общей протяженностью 15,5 км были проведены работы по титулу сплошной замены рельсов одновременно со средним ремонтом.

В прошлом году увеличилось количество отремонтированных по программе модернизации участков с отличной оценкой сдачи в постоянную эксплуатацию. Снизилась протяженность участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем. При этом ремонтно-путевая кампания проводилась в период чрезвычайного положения, объявленного в Забайкальском крае в связи с сильнейшими наводнениями. Разгул стихии обернулся колоссальными расстройствами инфраструктуры путевого комплекса, которую нужно было восстанавливать. Поэтому дорога несла дополнительные расходы.

Отмечу, что объем капитальных вложений в ремонт и реконструкцию путевой инфраструктуры дороги в 2018 году был увеличен по отношению к предыдущему году на 14,2% и составил 13,6 млрд руб.

– На пропуск поездов по ЗабЖД влияют лимитирующие зоны системы энергоснабжения. Что сделано для ликвидации барьерных мест?

– На начало прошлого года на дороге насчитывалось 12 лимитирующих зон для пропуска поездов весом 6300 тонн и 12000 тонн. Благодаря техническому перевооружению и усилению объектов электроснабжения удалось ликвидировать четыре лимитирующие зоны для поездов весом 6300 тонн и 12 000 тонн, а также шесть зон для поездов весом 12 600 тонн. На эти цели было направлено более 990,5 млн руб.

В этом году работа по снятию подобных инфраструктурных ограничений будет продолжена.

– На протяжении 2018 года дорога осуществляла свою деятельность в качестве пилотной зоны управления из единого Центра управления Восточным полигоном. Каким был первый опыт?

– Переход на полигонные принципы управления стал причиной перевода из Читы в Иркутск диспетчерского аппарата и еще ряда штатных единиц Дирекции управления движением. Да, возникали случаи несогласованности действий аппарата Центра управления перевозками Восточного полигона (ЦУП ВП) и специалистов дороги. Но в процессе работы тщательно анализировались все аспекты совместной с ЦУП ВП деятельности дороги, которые становились основанием для корректировки принимаемых решений с обеих сторон.

Это позволило улучшить к уровню прошлого года параметры эксплуатационной работы в границах Забайкальской магистрали и особенно показатель участковой скорости.

В дальнейшем предстоит большая работа по совершенствованию технологии перевозочного процесса на принципах полигонного управления.

– Какие масштабные проекты реализуются на ЗабЖД?

– Началась активная фаза строительства нечетного приемо-отправочного парка "Г" станции Карымская. Новый парк обеспечит обработку на станции всего нечетного поездопотока, следующего по Транссибу, сократит время оборота локомотива на узле, тем самым увеличив пропускную способность участка Чернышевск – Карымская и дороги в целом.

Для повышения эффективности работы южного направления магистрали продолжается электрификация участка Борзя – Забайкальск. Завершение работ, определенных этим проектом, позволит повысить конкурентоспособность одного из основных российских железнодорожных погранпереходов Забайкальск – Маньчжурия. Это особо важно в условиях реализации мегапроекта "Шелковый путь".

Также дорога участвует в крупном проекте энергетической компании "Газпром". В Амурской области в непосредственной близости от станции Усть-Пера по проекту строительства газоперерабатывающего комплекса ведутся строительно-монтажные работы по устройству объектов железнодорожной инфраструктуры – станций Заводская и Заводская-2. Еще в начале 2016 года руководство Забайкальской дороги, понимая ответственность за обеспечение вывоза готовой продукции Амурского ГПЗ, инициировало начало работ по реконструкции станции Усть-Пера.

Начиная с 2019 года будут проводиться работы по примыканию станции Заводская к путям общего пользования и электрификация приемо-отправочных путей станции Заводская. Это позволит, что важно для стабильной работы станции Усть-Пера, принимать маршруты из порожних цистерн и отправлять составы с готовой продукцией газоперерабатывающего комплекса непосредственно с приемо-отправочных путей станции Заводская.

– В мае прошлого года в Благовещенске открыли второй на ЗабЖД Центр продажи услуг (ЦПУ). Ранее подобный офис был открыт в Чите. Насколько эффективен и востребован этот сервис на полигоне магистрали? Какие ноу-хау готова предложить дорога для привлечения клиентов, продвижения и продажи услуг холдинга?

– Центры оказывают грузоотправителям и грузополучателям услуги по предоставлению подвижного состава по агентским договорам, по перевозке грузов по расписанию, по технологии "Грузовой экспресс" и другие. Применение цифровых технологий ускорило процесс согласования документации, связанной с грузовыми перевозками. За счет услуг, оказанных специалистами Читинского и Благовещенского ЦПУ в 2018 году, дополнительный доход Забайкальской дороги составил более 65 млн руб.

Хотел бы отметить еще один предлагаемый дорогой инвестиционный проект – "Холодный экспресс". Технология предполагает перевозку скоропортящихся грузов на маршруте Владивосток – Москва – Владивосток в рефрижераторных контейнерных поездах по фиксированному расписанию. Выгрузка и погрузка контейнеров будут производиться фронтальным погрузчиком на боковых путях определенных промежуточных и основных станций за время технологической стоянки поезда в пределах часа параллельно с операцией по смене локомотивной бригады. Опорные станции погрузки и выгрузки должны быть оснащены боковой погрузочно-выгрузочной площадкой и автоподъездом.

Эту технологию можно использовать и при организации перевозки экспортно-импортных грузов между Россией и Китаем. Создание соответствующей инфраструктуры опорных станций (боковая погрузочно-выгрузочная площадка, фронтальный погрузчик) упростит логистику поставок продуктов питания из Китая, а также создаст потенциал экспортной грузовой базы в России.

Проект поддержало руководство Центра фирменного транспортного обслуживания и Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Специалистами дороги и Российского университета транспорта (МИИТ) подготовлено технико-экономическое обоснование проекта с рекомендациями по реализации на сети железных дорог в 2019–2020 годах.

– Что планируется сделать для улучшения транспортной доступности и комфорта пассажиров?

– К примеру, в следующем году будет сдано в эксплуатацию современное здание вокзала Могоча. Сейчас завершается его строительство.

В сфере пригородных перевозок предполагается рассмотреть возможность восстановления курсирования ранее отмененных поездов на направлениях Ясная – Забайкальск и Могоча – Аячи, ведь отсутствие там железнодорожного сообщения снижает транспортную доступность для населения.

Кроме того, завершение работ по электрификации участка Карымская – Забайкальск открывает возможность для реализации проекта организации движения скоростного электропоезда Чита – Забайкальск – Маньчжурия. Ежегодно около 1,5 млн российских и китайских граждан пересекают границу через пункт пропуска Забайкальск, при этом доля железнодорожных перевозок составляет всего 2%. Сравнительная стоимостная и временная оценка существующих и предлагаемого вариантов маршрутов Чита – Забайкальск – Маньчжурия показывает, что доставка пассажиров электропоездом составит полноценную конкуренцию как автомобильным, так и авиаперевозкам.

При существующих скоростях движения время хода электропоезда будет составлять около восьми часов. После проведения определенного комплекса работ, направленного на устранение ограничений, и приобретения соответствующего подвижного состава время хода может сократиться до шести часов. Проект предполагает погранично-таможенное оформление пассажиров непосредственно в вагонах во время движения.

Этот транспортный коридор станет связующим звеном для поездок китайских туристов на Байкал и в другие регионы страны, а для российских туристов – в города Китая.

– В отдельных районах Забайкальского края и Амурской области, по которым проходит Забайкальская дорога, существует проблема оттока населения. Что в такой ситуации предпринимается на ЗабЖД для обеспечения кадрами и закрепления персонала на местах?

– Действительно, сегодня мы работаем в условиях острого кадрового голода. Особенно это касается северных участков дороги. На протяжении постсоветского периода времени на территории двух субъектов пролегания дороги наблюдается отрицательная миграция. Плотность населения на большей части протяженности дороги составляет менее трех человек на квадратный километр. Поэтому одной из приоритетных задач считаем закрепление специалистов за счет реализации комплекса мероприятий. Это, к примеру, обеспечение работников жильем и необходимой социальной инфраструктурой. Так, в прошлом году сдан 27-квартирный дом на станции Уруша, продолжается строительство двухквартирных домов на станциях Ксеньевская и Сбега. Началось строительство жилых зданий на станциях Карымская, Могоча, Ерофей Павлович и Сковородино.

Стараемся создать все необходимое и в плане улучшения условий труда. Например, в 2018 году свыше 220 млн руб. было направлено на установку новых модульных табельных и пунктов обогрева работников дистанций пути. А в начале прошлого года состоялось открытие современных, оборудованных всем необходимым зданий эксплуатационных локомотивных депо в Чите и Белогорске.

Большое внимание на дороге при поддержке руководства компании уделяется социальной сфере. На балансе ЗабЖД на сегодняшний день находятся 19 социально значимых объектов культуры, спорта и детского оздоровления. Такого количества детских садов, школ и детских оздоровительных лагерей нет нигде на сети. Учитывая, что для Забайкальского края актуальна проблема обеспеченности муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры, услуги объектов социальной сферы магистрали всегда востребованы.

Для своевременного пополнения дороги квалифицированными кадрами ведем постоянную профориентационную работу, встречаемся со школьниками, рассказываем о профессии железнодорожника. Значительные средства в 2018 году были направлены на развитие материальной базы наших отраслевых учебных заведений. Благодаря активной работе по взращиванию кадров доля молодежи на магистрали составляет более 45%.

– Какие основные задачи предстоит выполнить в наступившем году?

– На 2019 год сформирована инвестиционная программа ЗабЖД, целевые задачи которой – увеличение пропускной и провозной способности, стабильное продвижение возрастающего поездопотока, повышение надежности технических средств.

Все проекты прошли необходимые процедуры согласования, и есть определенная уверенность, что планируемый эффект от реализации намеченных мероприятий будет достигнут.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.01.2019