Комплекс позволит скреплять поезда за две минуты без риска для сотрудников
Ростовский филиал АО "НИИАС" получил патент на изобретение под названием "Комплекс позиционирования и контроля закрепления составов на путях железнодорожных станций "Прицел". Система позволит в несколько раз ускорить процесс закрепления поездов, а также исключить из технологической цепочки работников станций, обезопасив и облегчив их труд. Подробно об изобретении "Гудку" рассказал генеральный директор АО "НИИАС" Александр Долгий.
– Как работает "Прицел"?
– Комплекс "Прицел" – это инновационная система автоматизированного позиционирования подвижного состава в устройствах закрепления. Она состоит из набора лазерных и индуктивных сенсоров, расположенных на приемо-отправочных путях, и электронного вычислительного модуля.
При заезде поезда на путь комплекс "Прицел" точно определяет расположение тележек относительно устройства закрепления и передает машинисту или бортовой системе управления поездом команды по дальнейшему движению для того, чтобы в устройствах закрепления оказалось необходимое количество колесных пар.
После того как поезд остановился, "Прицел" дает команду уже управляемой механизированной системе – и происходит закрепление подвижного состава. Далее локомотив штатно отцепляется локомотивной бригадой и уезжает. При таком приеме поезда все физические операции на путях проводятся без участия работников Дирекции управления движением.
В будущем при наличии локомотива с функцией "автомашинист" система "Прицел" будет взаимодействовать непосредственно с беспилотным локомотивом и смежными роботизированными комплексами.
– Если "Прицел" будет работать с любыми видами подвижного состава, как ваша разработка изменит работу железнодорожников?
– Технические средства комплекса "Прицел" устанавливаются на приемо-отправочные пути и не зависят от вида подвижного состава. Анализ, проведенный АО "НИИАС", показывает, что на некоторых станциях суммарный простой локомотивов в ожидании закрепления может достигать более 30 часов в сутки.
Внедрение комплекса "Прицел" вместе с механизированными устройствами закрепления позволит исключить ручной труд, вывести людей из опасной зоны и сократить время закрепления одного состава до двух минут на поезд.
– А в других странах подобные устройства уже используются?
– В других странах существуют механизированные системы закрепления, но позиционирование подвижного состава в данных устройствах осуществляется, как и до настоящего времени у нас, с помощью человека.
Поэтому "Прицел" является крайне важным недостающим звеном единой технологической цепочки не только для России, но и для других стран.
– Какие испытания уже проводили, а какие предстоит выполнить до начала серийного производства?
– Комплекс прошел полный цикл заводских испытаний, подтвердивший возможность эксплуатации системы в требуемых условиях. Также на "Прицел" были получены заключения Испытательного центра, подтверждающие функциональную безопасность для этапа разработки комплекса. Сейчас опытный образец установлен на станции Челябинск-Главный, ведутся работы по включению комплекса в опытную эксплуатацию ("Гудок" писал об этом в № 46 от 20.03.2023). Планируется, что она продлится до конца 2023 года.
– Почему для тестирования была выбрана станция Челябинск-Главный и планируется ли распространить проект на другие железные дороги?
– Станция Челябинск-Главный – опытный полигон для внедрения проекта цифровой железнодорожной станции (ЦЖС). Сейчас она является наиболее технически оснащенной. Реализация проекта ЦЖС позволит полностью автоматизировать работу станции – в перспективе ею сможет управлять даже один человек.
Тиражирование ЦЖС на важнейших сортировочных станциях сети дорог вместе с информационными системами верхнего уровня позволит перейти к автоматическому планированию и управлению перевозочным процессом, то есть получать в режиме реального времени оптимальную по заданным критериям модель перевозок и реализовывать ее. "Прицел" является одной из целого ряда подсистем этого проекта.
– Кто выступил заказчиком при разработке устройства?
– "Прицел" является инициативной разработкой АО "НИИАС". Идея получила поддержку Центральной дирекции управления движением, Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура", а также ЦДИ.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 20.03.2023 |