20-03-23 / 2023
Новости отрасли
Прицел на цифровую станцию: НИИАС запатентовал систему для автоматизированного закрепления подвижного состава

Комплекс позволит скреплять поезда за две минуты без риска для сотрудников

Ростовский филиал АО "НИИАС" получил патент на изобретение под названием "Комплекс позиционирования и контроля закрепления составов на путях железнодорожных станций "Прицел". Система позволит в несколько раз ускорить процесс закрепления поездов, а также исключить из технологической цепочки работников станций, обезопасив и облегчив их труд. Подробно об изобретении "Гудку" рассказал генеральный директор АО "НИИАС" Александр Долгий.

– Как работает "Прицел"?

– Комплекс "Прицел" – это инновационная система автоматизированного позиционирования подвижного состава в устройствах закрепления. Она состоит из набора лазерных и индуктивных сенсоров, расположенных на приемо-отправочных путях, и электронного вычислительного модуля.

При заезде поезда на путь комплекс "Прицел" точно определяет расположение тележек относительно устройства закрепления и передает машинисту или бортовой системе управления поездом команды по дальнейшему движению для того, чтобы в устройствах закрепления оказалось необходимое количество колесных пар.

После того как поезд остановился, "Прицел" дает команду уже управляемой механизированной системе – и происходит закрепление подвижного состава. Далее локомотив штатно отцепляется локомотивной бригадой и уезжает. При таком приеме поезда все физические операции на путях проводятся без участия работников Дирекции управления движением.

В будущем при наличии локомотива с функцией "автомашинист" система "Прицел" будет взаимодействовать непосредственно с беспилотным локомотивом и смежными роботизированными комплексами.

– Если "Прицел" будет работать с любыми видами подвижного состава, как ваша разработка изменит работу железнодорожников?

– Технические средства комплекса "Прицел" устанавливаются на приемо-отправочные пути и не зависят от вида подвижного состава. Анализ, проведенный АО "НИИАС", показывает, что на некоторых станциях суммарный простой локомотивов в ожидании закрепления может достигать более 30 часов в сутки.

Внедрение комплекса "Прицел" вместе с механизированными устройствами закрепления позволит исключить ручной труд, вывести людей из опасной зоны и сократить время закрепления одного состава до двух минут на поезд.

– А в других странах подобные устройства уже используются?

– В других странах существуют механизированные системы закрепления, но позиционирование подвижного состава в данных устройствах осуществляется, как и до настоящего времени у нас, с помощью человека.

Поэтому "Прицел" является крайне важным недостающим звеном единой технологической цепочки не только для России, но и для других стран.

– Какие испытания уже проводили, а какие предстоит выполнить до начала серийного производства?

– Комплекс прошел полный цикл заводских испытаний, подтвердивший возможность эксплуатации системы в требуемых условиях. Также на "Прицел" были получены заключения Испытательного центра, подтверждающие функциональную безопасность для этапа разработки комплекса. Сейчас опытный образец установлен на станции Челябинск-Главный, ведутся работы по включению комплекса в опытную эксплуатацию ("Гудок" писал об этом в № 46 от 20.03.2023). Планируется, что она продлится до конца 2023 года.

– Почему для тестирования была выбрана станция Челябинск-Главный и планируется ли распространить проект на другие железные дороги?

– Станция Челябинск-Главный – опытный полигон для внедрения проекта цифровой железнодорожной станции (ЦЖС). Сейчас она является наиболее технически оснащенной. Реализация проекта ЦЖС позволит полностью автоматизировать работу станции – в перспективе ею сможет управлять даже один человек.

Тиражирование ЦЖС на важнейших сортировочных станциях сети дорог вместе с информационными системами верхнего уровня позволит перейти к автоматическому планированию и управлению перевозочным процессом, то есть получать в режиме реального времени оптимальную по заданным критериям модель перевозок и реализовывать ее. "Прицел" является одной из целого ряда подсистем этого проекта.

– Кто выступил заказчиком при разработке устройства?

– "Прицел" является инициативной разработкой АО "НИИАС". Идея получила поддержку Центральной дирекции управления движением, Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура", а также ЦДИ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.03.2023