Объемы погрузки на сети РЖД в большинстве категорий упали, в том числе цемента (-4,5%), леса (-3,1%) и промышленного сырья (-3,6%). Основная причина – в дисбалансе льгот для компаний, которые пользуются коммерческими перевозками РЖД. Так, больше всего преференций – у производителей угля в Кузбассе, которые активно используют мощности восточных железных дорог. Об этом говорит и статистика: в 2020 году, несмотря на снижение объемов перевезенного каменного угля на 5%, по коксу – сразу +4%. О проблеме говорили неоднократно. Изначально идея состояла в том, чтобы разгрузить западные дороги, и угольные компании получили льготы на использование восточных мощностей. Но сейчас это происходит в ущерб другим отраслевым перевозкам.
Производителям другого, более доходного и дорогого сырья, которые заинтересованы в поставках на восток, приходится сокращать объемы экспорта, потому что им не хватает места: пути забиты углем из Кузбасса. Страдают и интересы РЖД, которые недополучают в год более 52 млрд руб., а это более 95% всех убытков компании.
Налицо конфликт интересов: кузбасским компаниям обещают сохранить преференции и приоритет на самом высоком уровне на уровне 53 млн т. Этот объем чреват очередными убытками для железнодорожного монополиста в 2021 году. С другой стороны, угольные компании просили увеличить эту квоту на 20%, и их требования также не были удовлетворены. Кузбасские компании, в свою очередь, обвиняют РЖД в нежелании наращивать пропускную способность дорог.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 14.01.2021 |