11-04-17 / 2017
Новости отрасли
Прибыль с влиянием

Совет директоров ОАО "РЖД" одобрил сделку по продаже 25 акций подконтрольного холдингу производителя железобетонных шпал ОАО "БетЭлТранс" БЭТ компании "Т-Индустрия" за 1,5 млрд руб.

Продажа непрофильных активов позволит сэкономить на содержании. Сообщение о существенном факте официально опубликовано РЖД. Новый акционер сконцентрирует пакет в 75%. Напомним, 50% минус 2 акции компании были проданы "Т-Индустрии" на аукционе в июле 2014 года за 3,025 млрд руб. при стартовой цене пакета в 2,98 млрд руб. Организатором торгов выступил банк ВТБ24.

Сейчас сделка проводится по другой схеме, минуя аукционные процедуры по ряду причин. В октябре 2016 года распоряжение о продаже 25% акций БЭТ подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Всего должно быть продано 942 тыс. 425 акций по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика, но не ниже их номинальной стоимости.

Следом, в ноябре, "Т-Индустрия" подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу РФ о покупке второго пакета БЭТ, сделав акцент на наличии первого. Ведомство покупку-сделку согласовало. Но в решении привело вывод, что на российском рынке по производству железнодорожных комплектующих БЭТ занимает доминирующее положение и сделка "при определенных условиях может привести к ограничению конкуренции".

Однако сделку нельзя считать завершенной, так как продажа сопровождается рядом условий для "Т-Индустрии", которые приводятся в официальном сообщении холдинга.

В частности, новый акционер обязан согласовывать с РЖД все решения по сделкам между холдингом или его аффилированными лицами и БЭТ, связанные с изменением объемов поставки железобетонной шпалопродукции и цен.

И даже если "Т-Индустрия" не согласна с позицией РЖД, она должна голосовать за предложение компании. Также она обязана вплоть до 2020 года сохранять производственные мощности БЭТ в объеме 10,5 млн шпал в год и действующую формулу цены на готовую продукцию в рамках поставки для РЖД. Дело в том, что у компании есть серия договоров с "дочкой" на закупку 8,5 млн шпал в год до 2019 года на сумму 150 млрд руб., поэтому условие является по сути страховкой.

Как уточнили в РЖД, сделку можно будет считать завершенной после того, как между компанией и БЭТ будут заключены дополнительные соглашения к существующим договорам поставки, а также внесены изменения в устав дочернего общества, которые регламентируют его деятельность.

Когда может завершиться оформление необходимых документов и какая сейчас планируется производственная деятельность, которой руководят два акционера, в БЭТ комментировать отказались под предлогом, что компания является не прямым участником сделки, а третьей стороной. Также не удалось связаться и с руководством компании "Т-Индустрия".

Как считает старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Игорь Грицай, практика совершения сделок купли-продажи акций с такого рода условиями сейчас достаточно распространена, особенно когда в ней участвуют крупные игроки в своем сегменте.

А БЭТ на рынке производства железобетонных шпал таким, безусловно, является. "Наиболее важным для РЖД следует признать условие, по которому на покупателя – "Т-Индустрию" – возлагается обязанность согласовывать с холдингом варианты голосования на общих собраниях акционеров БЭТ. И несмотря на то что в результате сделки мажоритарным акционером БЭТ станет "Т-Индустрия", это позволит РЖД фактически сохранить за собой право решающего голоса по ключевым вопросам деятельности компании", – отметил специалист.

В то же время, как напомнил эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев, правительство обязало РЖД продать БЭТ еще в 2011 году, хотя реальная продажа началась только в 2014-м. Причем аукцион по продаже пакета в размере 50% минус 2 акции состоялся со второй попытки, когда их приобрела "Т-Индустрия". И после покупки еще 25% она получит полный контроль над предприятием и, скорее всего, будет претендовать на выкуп оставшихся, чтобы довести свою долю до 100%.

"Производство железобетонных шпал технологически является не слишком сложным, их выпускает множество предприятий по всей территории России, но поскольку РЖД остаются доминирующим покупателем в стране, практически монополистом, то могут определять цены рынка, не владея их производством непосредственно", – прокомментировал он "Гудку".

Крупный бизнес проводит массовую ревизию своих активов, выявляет непрофильное имущество и включает его в хозяйственный оборот. Таким образом, реализуется стратегия оптимизации бизнеса и привлечения в бюджет компаний дополнительных средств для развития, говорит руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами Российского аукционного дома Елена Тарасова. "РЖД тоже активно включились в этот процесс. Учитывая, что компания является одним из крупнейших владельцев недвижимости в России, стратегия по высвобождению неэффективно используемых активов может существенно повысить капитализацию компании и снизить нагрузку на государственную казну", – уточнила эксперт.

Прогноз совпадает с планами РЖД до 2018 года провести оценку и, возможно, реализовать почти 4 тыс. объектов недвижимого имущества, остаточная стоимость которых оценивается в 10,2 млрд руб. На их содержание компания тратит 1,8 млрд руб. в год.

Справка "Гудка"

БЭТ является крупнейшим производителем железобетонных шпал в РФ и СНГ, в который входят 9 производственных филиалов, и монопольным поставщиком РЖД. По данным Kartoteka.ru, 70% компании "Т-Индустрия" принадлежат голландской Spoor Structuur Investering B. V., которая занимается инвестированием в железнодорожной сфере, и 30% – российскому ООО "Аква Солид" (оптовая торговля удобрениями и химикатами).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.04.2017