08-02-21 / 2021
Новости отрасли
Прибыль от продаж РЖД в 2020 г. снизилась почти на треть за счет перевозочного сегмента

Прибыль от продаж ОАО "Российские железные дороги" в 2020 г. сократилась на 49 млрд руб. или на 29,5%, до 117,3 млрд руб., следует из презентации компании.

Она была представлена на брифинге первого замглавы РЖД Вадима Михайлова. Согласно информации монополии, ее доходы от перевозок (включая услуги инфраструктуры и локомотивной тяги) в 2020 г. уменьшились на 26,6 млрд руб. или на 1,6%, до 1 трлн 615,3 млрд руб., а соответствующие расходы - выросли на 17,5 млрд руб. или на 1,2%, до 1 трлн 515,9 млрд руб.

Исходя из этого, валовая прибыль "Российских железных дорог" от перевозок в 2020 г. снизилась на 44,1 млрд руб. или на 30,7%, до 99,4 млрд руб. На динамику в первую очередь оказали влияние операционные показатели. В частности, как сообщалось ранее, погрузка в 2020 г. снизилась на 2,7% (до 1 млрд 243,6 млн тонн), грузооборот (с учетом порожних рейсов вагонов) - на 2,5% (до 3,221 трлн тонно-километров), пассажирооборот рухнул на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров.

"С учетом распространения коронавирусной инфекции (затраты компании на борьбу с COVID-19, согласно презентации, составили 7 млрд руб. - ИФ) и нестабильной ситуации на зарубежных энергетических и товарных рынках наряду с изменением структуры грузоперевозок существенно изменилась география экспортных перевозок. Мы получили большие потери в направлении северо-западного региона - очень серьезно просел уголь", - пояснил Михайлов.

"Мы получаем убытки от (его - ИФ) перевозок в целом, но северо-западное направление было для нас менее убыточно, чем, например, восточное направление. И как раз тут произошло наибольшее падение объемов - порядка 19% от первоначального плана, что сильно повлияло на экономику компании", - отметил топ-менеджер.

"Также был отмечен рост погрузки в южном направлении за счет хорошего урожая зерна - его перевозки очень хорошо шли. (Наблюдался - ИФ) рост экспортных поставок железной руды в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на зарубежных рынках, а также погрузки каменного угля - мы дали скидку на отправку через порты (региона - ИФ)", - добавил он. Несмотря на загруженность, выросли поставки грузов в восточном направлении (+7,6 млн тонн), "благодаря ценовой конъюнктуре на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона".

"По итогам 2020 г. у нас погрузка снижена на 34,6 млн тонн. Это неплохой показатель с учетом того, что, когда в марте мы оценивали в том числе и вариант снижения погрузки до 15%, который, к счастью, не случился, благодаря в том числе и тем мероприятиям, которые мы применили", - напомнил Михайлов.

"Мы проводили большую работу с грузоотправителями, чтобы максимально снизить падение. В 2020 г. приняли около 70 решений о снижении тарифов, дали преференции, чтобы сохранить объемы перевозок. Считаю, здесь работа была поставлена очень хорошо", - напомнил топ-менеджер. Доходная ставка в грузовом сегменте, согласно материалам РЖД, увеличилась на 2,1%, до 464,2 коп. на 10 тонно-километров (тарифы были проиндексированы на 3,5%).

"К сожалению, из соображений безопасности для здоровья граждан пассажирооборот снизился достаточно сильно: в дальнем следовании - на 46%, в пригородном - на 28%. Сейчас (объемы - ИФ) восстанавливаются, но в пик пандемии мы вынуждены были оказывать поддержку своей "Федеральной пассажирской компании", пригородным компаниям, это потребовало серьезной мобилизации финансовых ресурсов", - отметил замглавы РЖД. Согласно презентации, монополия предоставила пассажирскому комплексу отсрочки платежей на сумму около 23 млрд. руб.

Михайлов также напомнил, что в связи с антикризисными поручениями президента РФ из-за COVID-19 монополия "приостановила оптимизацию своей штатной численности". "Не были введены режимы массово неполного рабочего времени. В соответствии с обязательствами компания выполнила все обязательства по коллективному договору, даже провели опережающую индексацию заработной платы с 1 марта на 2% и с 1 октября - на 1%. В результате среднемесячная зарплата во всех видах деятельности по итогам 2020 г. составила более 61 тыс. руб. - рост примерно на 5%", - сказал он.

"Компания проводит работу по управлению издержками. Программа операционной эффективности изначально была 35 млрд руб., мы ее увеличили до 41 млрд руб. Также в процессе оптимизации финансового плана проведены дополнительные мероприятия по сокращению затрат", - сообщил Михайлов.

Он также отметил, что по итогам 2020 г. "Российские железные дороги" рассчитывают выйти на чистую прибыль по РСБУ вместо убытка, который прогнозировался осенью. "Результат у нас будет по 2020 г.: мы закончим с небольшой чистой прибылью ", - сообщил он. В проекте направленного в правительство РФ финансового плана в 2020 г. ожидался чистый убыток в размере 3,3 млрд руб.

"Год был очень непростой. Наверное, один из самых тяжелых вообще с точки зрения психологического восприятия того, что происходит из-за коронавирусной инфекции. Очень надеемся, что с учетом массовой вакцинации мы выйдем на положительную динамику в 2021 г.", - заявил топ-менеджер.

В 2021 г., как сообщалось ранее, "Российские железные дороги" прогнозируют восстановления прибыли от продаж с ростом на 34,9 млрд руб. или на 29,8%, до 152,2 млрд руб. При росте погрузки на 1,6%, до 1 млрд 263,8 млн тонн, грузооборота (с учетом порожних рейсов вагонов) - на 2,5%, до 3,302 трлн тонно-километров и пассажирооборота - на 64,7%, до 128,7 млрд пассажиро-километров доходы от перевозок, как ожидается, увеличатся на 121,1 млрд руб. или на 7,5%, до 1 трлн 736,4 млрд руб.

При этом, правда, предполагается, что соответствующие расходы также вырастут - на 88,9 млрд руб. или на 5,9%, до 1 трлн 604,8 млрд руб. В этом случае валовая прибыль от перевозок повысится на 32,2 млрд руб. или на 32,4%, до 131,6 млрд руб. Доходная ставка, согласно презентации, прогнозируется на уровне 480,8 коп. на 10 тонно-километров с ростом на 3,6% при индексации тарифов в 2021 г. на 3,7%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.02.2021