01-12-15 / 2015
Новости отрасли
Прибалтийский транзит

В последнее время грузопотоки по транзитному железнодорожному коридору Калининград – Литва – Белоруссия – Россия значительно снизились. Для их увеличения участникам перевозок необходимо выработать единый подход к тарифной политике.

Активизация грузопотоков через Калининградскую область потребует совместной работы. К такому выводу пришли участники "круглого стола" в Калининграде, где встретились руководители Белорусской, Литовской и Калининградской железных дорог, представители правительства Калининградской области, бизнес-структур, экспедиторских компаний и другие участники транспортного рынка.

Для Белорусской дороги калининградское направление является одним из перспективных, занимающих около 9% в общем объеме ее международных грузоперевозок, отметил начальник БЖД Владимир Морозов. Основная часть (93% всего объема) белорусских железнодорожных перевозок в сообщении с Калининградской областью – это транзитные грузы: нефть и нефтепродукты, уголь, черные металлы, зерно, жмых, кокс. Однако если в 2013 году было перевезено 11,2 млн тонн, то в 2014-м – 9,4 млн, а за девять месяцев 2015-го – 5,7 млн.

По мнению участников заседания, один из главных факторов, повлиявших на снижение транзитных грузопотоков, – валютная составляющая тарифной политики стран-транзитеров. Из-за падения курса рубля перевозки на калининградском направлении подорожали почти на 100%.

Как следствие, упала перевалка в калининградских портах. "В прошлом году грузооборот ФГУП "Калининградский морской торговый порт" уменьшился почти в четыре раза, – рассказал заместитель начальника порта Константин Гонышко. – Если в 2012 году порт переработал 2,5 млн тонн, то в 2014-м – только 650 тыс. Простаивают 20 тыс. кубометров резервуарного парка для хранения нефтепродуктов, которые были введены на территории порта за последние два года".

На загрузке порта, по словам Константина Гонышко, сказалось не только введение в эксплуатацию порта Усть-Луга, перетянувшего на себя основной грузопоток нефрепродуктов, но и высокие транзитные тарифы, из-за которых многие российские грузовладельцы ушли на железнодорожно-паромную переправу Усть-Луга – Балтийск. По его мнению, принимая решения о снижении тарифов за проезд по территориям Литвы и Белоруссии, целесообразно сверять их с действующими тарифами в паромном сообщении.

Владимир Морозов рассказал, что, учитывая экономическую ситуацию, 6 октября Белорусская и Литовская железные дороги подписали меморандум о сотрудничестве в сфере транзитных перевозок, предусматривающий сохранение в 2016 году уровня действующих тарифов на перевозку грузов транзитом по территориям Белоруссии и Литвы.

"По некоторым позициям – углю, грузам в рефрижераторах, в автомобилевозах – мы снизили базовые тарифы", – уточнил начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги Игорь Згурский.

В зависимости от объема провозимых грузов предоставляются скидки. "На Белорусской дороге внесены изменения в нормативные документы, чтобы сократить до одной недели срок рассмотрения обращений грузовладельцев в части предоставления тарифных преференций", – подчеркнул Владимир Морозов.

Для литовских железнодоржников потеря транзитных платежей от российских перевозчиков тоже крайне нежелательна, особенно на фоне укрепляющегося паромного сообщения по маршруту Балтийск – Усть-Луга. Они вынуждены идти на определенный коммерческий риск – заключать долгосрочные договоры на год и более.

"Скидка предоставляется при достижении определенного объема, – уточнил начальник тарифного отдела Дирекции по грузовым перевозкам АО "Литовские железные дороги" Владас Амброзявичюс. – Если объем еще больше, то скидка увеличивается".

Причина падения привлекательности калининградского направления для российских грузовладельцев, которую ощущают на себе и дороги-транзитеры, – несбалансированность тарифов на железнодорожные перевозки, считает представитель комитета по транспорту Калининградской торговопромышленной палаты Михаил Тарасов.

"Разница в тарифах на перевозку в направлении портов Калининград и Клайпеда по некоторым позициям доходит до трех раз. К примеру, перевозка черных металлов в порт Калининград по территории России обойдется в 0,013 евро за тоннокилометр, а по литовской территории (136 км пути) – 0,034 евро, щебня соответственно 0,002 и 0,21 евро. Получается, что транспортная составляющая ввозимой в Калининградскую область партии российского щебня составляет половину ее стоимости. Ставка снижена только для нескольких номенклатурных позиций, которые не везут в порт Клайпеда, – к примеру угля и кокса", – пояснил Михаил Тарасов.

По его мнению, только совместными усилиями по установлению сбалансированной, справедливой, конкурентоспособной тарифной политики можно восстановить грузопоток в калининградском направлении. Это положительно скажется и на литовских, и на белорусских коллегах.

Мнение Михаила Тарасова разделяют и калининградские железнодорожники.

"Объем – это перевалка в калининградских портах, только на производителях и потребителях Калининградской области значительного грузопотока не достичь, – констатировал начальник Калининградского ТЦФТО Иван Беседин. – Старания Белорусской дороги снизить свой транзитный тариф недостаточно, необходимо работать и над выравниванием тарифов по направлению в порты Клайпеда и Калининград".

"Если мы не сядем за стол переговоров, не найдем механизмы тарифного регулирования, упрощения процедур, скорости перевозок, мы можем просто потерять какие-то грузы. Вернуть их будет очень трудно", – резюмировал и.о. заместителя председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.12.2015