12-11-13 / 2013
Новости отрасли
При господдержке за счет бюджетных ассигнований Инвестфонда в РФ реализуется восемь крупных инфраструктурных проектов

Сергей Вахруков - заместитель министра регионального развития РФ

В настоящее время при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда в субъектах РФ реализуется восемь крупных транспортных инфраструктурных проектов. Какие задачи будут решены после их исполнения и может ли данная модель финансирования привлечь дополнительные частные инвестиции?

От задумки - к реализации

Инвестиционный фонд РФ сформирован 1 января 2006 года, и главная его цель - поддержка приоритетных для государства инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

Инвестпроекты, получающие поддержку за счет средств Инвестфонда, должны отвечать государственным приоритетам, которые определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и в других документах стратегического планирования. Процедуру их отбора осуществляет Министерство регионального развития. В целях эффективного использования средств федерального бюджета, а также безусловного достижения положительных социально-экономических эффектов Минрегион осуществляет контроль и мониторинг исполнения программ. Кроме того, с учетом накопленного опыта по реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства министерство ведет работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и законодательства РФ.

Какие результаты достигнуты к настоящему времени по транспортным инфраструктурным проектам, финансируемым с использованием средств Инвестфонда?

В рамках строительства нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск уже завершена разработка рабочей документации по переносу сетей водоснабжения, напорной канализации, кабельных линий и высоковольтных линий электропередачи, линейных сооружений связи, оптико-волоконных линий связи и газопроводов. Ведутся строительно-монтажные работы по переносу сетей водоснабжения и напорной канализации, по переустройству высоковольтных, кабельных линий электропередачи, линейных сооружений и оптико-волоконных линий связи. Завершается формирование полосы отвода, регистрация отдельных земельных участков с оформлением их в государственную собственность. По состоянию на 1 июля 2013 года общий объем освоенных средств составил 17,76 млрд руб., в том числе из Инвестфонда - 12,12 млрд руб. Впоследствии новый участок будет эксплуатироваться на платной основе.

Следующий проект - строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км, благодаря которому будет обеспечено новое сообщение с аэропортом Шереметьево, в том числе со строящимся терминальным комплексом "Шереметьево-3". Сейчас продолжается разработка рабочей документации, проведение экологического мониторинга, строительно-монтажные работы по переустройству сетей водоснабжения и канализации, сетей связи, газоснабжения и нефтепродуктопроводов, земляные работы (подпорные стены, дренаж), строительство мостов и путепроводов, устройство дорожной одежды (основание и нижний слой покрытия). По состоянию на 1 июля 2013 года общий объем освоенных средств составил 19,13 млрд руб., в том числе из Инвестфонда - 12,37 млрд руб.

Заканчивается разработка проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й км - 684-й км (с последующей ее эксплуатацией на платной основе). Средства Фонда доведены до ответственного исполнителя в полном объеме и освоены уже на 99%.

Создание транспортной инфраструктуры для разработки минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края запланировано провести в два этапа. В рамках реализации первого этапа "Строительство новой линии железной дороги Нарын - Лугокан, участок линии ст. Нарын-1 (Борзя) - ст. Газимурский Завод" проектировщиком откорректирована проектно-сметная документация и в конце 2011 года получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России". В соответствии с ним стоимость строительства железной дороги оценена в 35,8 млрд руб., что превышает сумму, утвержденную распоряжением правительства, на 3,56 млрд руб. В настоящее время продолжаются строительно-монтажные работы, только в I квартале 2013 года в общей сложности освоено 628,96 млн руб.

В ходе второго этапа проекта за счет средств инвестора завершено проектирование Быстринского ГОКа. Проектная документация направлена на государственную экспертизу, начата подготовка рабочей документации на строительство комбината. На первоочередные объекты, работы по которым запланированы на ближайший период, документация уже готова. Введена подстанция на 110 кВ и осуществлено технологическое присоединение к сетям ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" (временное электроснабжение мощностью 7 МВт на период строительства). Ведутся работы по возведению авто- и железнодорожных подъездных путей от ст. Газимурский Завод непосредственно до ГОКа (12 км).

В свою очередь, по Бугдаинскому ГОКу выполнена и направлена на внутреннюю экспертизу заказчику проектная документация на строительство, ведется укладка подъездных путей комбината, построена технологическая притрассовая дорога. Всего с начала реализации проекта по состоянию на 1 апреля 2013 года освоено 21,79 млрд руб. из Инвестфонда и 13,035 млрд руб. частных инвестиций.

В результате организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги скорость должна быть обеспечена на уровне до 200 км/ч. В рамках проекта также запланировано строительство новой железнодорожной линии Петяярви - Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи - Петяярви - Каменногорск - Выборг. Фактический объем выполненных работ по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 11,042 млрд руб. из Инвестфонда и 60,364 млрд руб. частных инвестиций (что на 17% превысило ранее предусмотренную сумму).

В ходе реконструкции участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань реализуются следующие задачи: устранение барьерных мест и увеличение пропускной способности направления, создание необходимых условий для наращивания товарообмена между РФ и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, повышение уровня безопасности и устойчивости транспортной системы страны, развитие подходов к портам Ванино и Советская Гавань, обеспечение устойчивого социально-экономического развития дальневосточных регионов. Строительство нового Кузнецовского тоннеля завершено, получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В настоящее время продолжаются строительно-монтажные работы на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, ведется реконструкция станций Гайтер, Монгохто, Чепсары, Комсомольск-Сортировочный и Пони, а также строительство разъезда Хумма. Объем выполненных работ по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 17,25 млрд руб. из Инвестфонда и 19,52 млрд руб. из частного капитала.

Что касается разработки проектной документации для реализации инвестпроекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области", то бюджетные ассигнования Фонда доведены до главного распорядителя в полном объеме и освоены. В перспективе ЦКАД будет интегрирована в сеть международных транспортных коридоров.

Наконец, последний проект, который реализуется при участии Инвестфонда, - строительство мостовых переходов через реки Каму и Буй у города Камбарка на автомобильной дороге Ижевск - Сарапул - Камбарка - граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике (с последующей их эксплуатацией на платной основе). Цели проекта - обеспечить круглогодичную транспортную доступность населенных пунктов Камбарского муниципального района Удмуртии и создать условия для укрепления транспортно-экономических связей Ижевска и других населенных пунктов республики с соседними регионами (Республика Башкортостан, Пермский край и др.). В частности, предполагается строительство следующих объектов: участка автодороги Ижевск - Сарапул - Камбарка общей протяженностью 10,265 км, включающего мост через Каму длиной 1081,6 м и автодорожные подходы; мостового перехода через реку Буй на автомобильной дороге Камбарка - граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике протяженностью 5,24 км (в том числе мост длиной 223,54 м). Кроме того, за счет средств инвестора будет организована система взимания платы за проезд автотранспортных средств, включающая специализированные пункты и прочую необходимую технологическую инфраструктуру. В настоящее время идет процедура финансового закрытия.

Катализатор инвестиционной активности

Хотелось бы отметить, что с момента создания Инвестфонда государственную поддержку получили 13 проектов общегосударственного значения и 39 - региональных. Их общая стоимость - более 1,26 трлн руб. При этом в 2013 году объем бюджетных ассигнований Фонда составит порядка 18,5 млрд руб.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что Инвестфонд стал катализатором активности частного капитала. Согласно статистике отобранных проектов, на 1 рубль средств федерального бюджета привлекается в среднем от 3 до 6 рублей частных вложений, а по некоторым региональным проектам - до 10 и даже 17 рублей. Реализуемые проекты способны существенно увеличить поступления в бюджеты всех уровней.

В частности, 1 рубль средств федерального бюджета, направленный на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, за 10-летний прогнозный период генерирует свыше 3 рублей поступлений в бюджетную систему.

В целом реализация проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований Фонда, направлена на социально-экономическое развитие субъектов РФ в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности. Однако можно говорить о мультипликативном эффекте. С учетом материалоемкости проектов, их масштабов и комплексности они являются важным фактором в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию в целом. Кроме того, проекты, поддерживаемые за счет средств Фонда, становятся важным инструментом повышения занятости, препятствуют росту безработицы и падению производства благодаря загрузке имеющихся в регионах мощностей, обеспечению заказами проектных и строительных организаций, увеличению наполнения бюджетов всех уровней, сохранению покупательной способности населения. В конечном итоге инфраструктура, создаваемая государством, становится залогом конкурентоспособности российской экономики в целом.

К развитию транспортной инфраструктуры нужен комплексный подход и синхронизация стратегий регионов и бизнеса. В настоящее время формируются стратегии развития федеральных округов, рассматривается перечень проектов. Минрегион готов услышать предложения с участием субъектов РФ и бизнеса. При их достаточном обосновании возможно выделение государственных ассигнований из средств Инвестфонда.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.11.13Мультипликативный эффект