17-10-11 / 2011
Новости отрасли
Президента РЖД Владимира Якунина послали лично разбирать заторы на железной дороге

Вчера глава РЖД Владимир Якунин заявил, что проблемы с перевозками угля и зерна по железным дорогам, на которые производители всю неделю жаловались президенту и премьеру, решены. Однако сбои в работе грузоперевозчиков компания признает и предлагает изменить отношения с частными операторами.

Президент РЖД прибыл вчера в Красноярск по указанию премьера. Накануне Владимир Путин потребовал от него разобраться с жалобами аграриев о невозможности вывезти зерно из сибирских регионов. Ранее, на совещании у президента во вторник, кемеровский губернатор Аман Тулеев от имени угольщиков жаловался на аналогичные проблемы. Нехватка вагонов выглядит тем более абсурдно, что их сейчас, по данным самих железнодорожников, больше, чем в советские времена. Якунин после совещания в Красноярске заверил, что вагонного дефицита нет, а грузы вывозятся. "Данные о существующих проблемах с вывозом зерна в Красноярском, Алтайском крае и Новосибирской области не подтвердились, - заявил он. - Отсутствие критических проблем подтвердил и основной производитель угля - Кемеровская область". Заодно Якунин выразил недоумение, "каким образом эти проблемы возникли на уровне руководства правительства и государства".

Однако наличие сбоев на железных дорогах президент РЖД признал. Основной причиной он назвал " отсутствие четкой системы взаимодействия между РЖД и ее партнерами". Проблема в том, что в России очень много частных владельцев грузовых вагонов - свыше 1800.

"Они сами определяют маршруты движения своих вагонов, не принимая во внимание возможности инфраструктуры. В результате порожняк забивает станции, проезжает мимо груза, отчего грузовладелец несет убытки, страдает экономика регионов", - отметил глава РЖД. По его словам, нередко и грузоотправители перестраховываются и заключают договоры с несколькими фирмами-владельцами вагонов, не учитывая при этом перерабатывающую способность станций и подъездных путей. Сейчас собственники вагонов не несут экономической и административной ответственности перед РЖД за перегрузку инфраструктуры или неподачу вагонов.

Правда, в ФАС видят главную проблему в монополизме со стороны "дочек" самой РДЖ - Первой грузовой компании (ПГК) и Второй грузовой компании (ВГК). Еще в сентябре служба возбудила дело против этих компаний за то, что они устанавливают слишком высокие грузовые тарифы, а то и просто не дают вагоны. Железнодорожная реформа привела к тому, что большая часть грузовых вагонов РЖД передала двум грузовым компаниям. При этом монополия осталась, а тарифы за использование вагонов перестали регулироваться государством.

Действия ФАС не помогли избежать конфликта, хотя две недели назад глава РЖД обратился в правительство с просьбой разрешить аренду вагонного парка своих дочерних организаций, что составляет более 200 тыс. вагонов. Это позволяло вернуть вагонную составляющую тарифа под госконтроль. Но заодно в РЖД предложили ужесточить требования к частным операторам, заставить их принимать все заявки на перевозку грузов, чтобы порожняк не скапливался на станциях.

До обсуждения этого предложения 7 октября губернатор Тулеев направил телеграммы Путину и вице-премьеру Игорю Сечину, а также министрам транспорта и энергетики, в которых назвал ситуацию по невыполнению планов отгрузки угля критической. Тулеев предупреждал, что может произойти вынужденное резкое сокращение объемов добычи угля вплоть до полной остановки угольных компаний. Невывезенные остатки угля достигли 13 млн. тонн, а это более чем вдвое превышает нормативный уровень.

Через три дня после этого отвечающий за транспорт вице-премьер Сергей Иванов согласился с предложением РЖД по аренде вагонов.

Кроме того, Федеральной службе по тарифам, Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД поручили скорректировать тарифы на использование вагонов. В субботу на встрече с Якуниным Путин говорил о том, чтобы новые тарифы обеспечили РЖД рентабельность "как минимум 10%, а то и 15%", но и "частные компании", в данном случае это ПГК и ВГК, "не несли убытков".

"Сегодня не определен правовой статус обращения вагона, - считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Поэтому с ним обращаются как с личным автомобилем, который его хозяин в сложившихся условиях транспортного коллапса все равно никому не намерен передавать". Из-за этого, по словам эксперта, сейчас в стране самый большой "перепробег" порожних вагонов. Решений, по мнению Блинкина, может быть два: либо вернуть РЖД собственный вагонный парк, либо договориться о кооперации при использовании вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Московские новости17.10.11Вагоны нашлись
Гудок17.10.11Искусственный дефицит