05-10-23 / 2023
Новости отрасли
Президент поручил рассмотреть строительство Северо-Сибирской железной дороги

Расходы на нее могут составить порядка 800 млрд рублей

Президент Владимир Путин поручил правительству совместно с РЖД, Российской академией наук и Кемеровской областью рассмотреть вопрос строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Об этом говорится в перечне поручений главы государства по итогам совещания с членами правительства 16 августа, опубликованном на сайте Кремля. Доклад по итогам рассмотрения вопроса должен быть представлен президенту до 1 марта 2024 г.

В этом же перечне есть поручение правительству и комиссии госсовета по направлению "Энергетика" ускорить формирование планов по развитию инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (БАМ и Транссиб - Восточный полигон РЖД) на период до 2030 г. и на дальнейшую перспективу. Попутно необходимо рассмотреть вопрос о развитии Западно-Сибирской железной дороги в рамках третьего этапа развития Восточного полигона, следует из документа. Доклад по этому поручению ожидается до конца 2023 г.

Строительство Северо-Сибирской железной дороги было предусмотрено еще отраслевой стратегией развития на период 2008-2030 гг. наряду с такими проектами, как строительство веток Элегест - Кызыл - Курагино в Туве (для вывоза угля с Элегестского месторождения), Улак - Эльга на Дальнем Востоке к Эльгинскому угольному месторождению и Северного широтного хода (СШХ, широтная трасса на севере Ямало-Ненецкого АО от Обской и Салехарда до Нового Уренгоя и Коротчаева). Из них на сегодня построена и эксплуатируется лишь дорога от станции Улак Дальневосточной железной дороги до Эльги протяженностью 360 км.

Протяженность Северо-Сибирской железной дороги, по текущим данным стратегии, должна составить 1892 км. Предполагается, что магистраль свяжет Нижневартовск в Ханты-Мансийском АО с Белым Яром в Томской области и Усть-Илимском в Иркутской. Стоимость такого строительства в ценах 2007 г. составляла 218 млрд руб., причем основную часть - 212 млрд руб. - предполагалось вложить на горизонте 2016-2030 гг.

Сейчас расходы на строительство такой магистрали составили бы не менее 800 млрд руб., и это по весьма консервативным оценкам, полагает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Он называет этот проект "сверхмасштабным" и считает его реализацию за счет частного капитала сомнительной. По его словам, грузовой базой для Северо-Сибирской дороги могут стать уголь и нефтяные грузы.

Наибольший эффект от строительства такой магистрали будет достигнут в том случае, если будут построены СШХ и Белкомур (железнодорожная ветка от Архангельска до Перми), говорит эксперт. Пока об этих проектах говорить рано и поэтому Северо-Сибирская железная дорога остается под очень большим вопросом, добавил Бурмистров, отметив важность в текущей ситуации расшивки Восточного полигона.

Поэтапной модернизацией инфраструктуры Восточного полигона РЖД занимается с 2013 г. Это нужно для ликвидации узких мест на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока, чтобы обеспечить дополнительный объем перевозок грузов. После начала СВО на Украине и разворота основных логистических маршрутов на восток проект приобрел дополнительную актуальность.

В 2025 г. должен завершиться второй этап модернизации, в рамках которого будет построено 280 объектов за 1,1 трлн руб. Провозные способности Восточного полигона после завершения второго этапа модернизации составят 180 млн т в год.

"Ведомости" направили вопросы в Минтранс и РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости06.10.2023