29-10-08 / 2008
Новости отрасли
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин о проблемах и успехах реформы ж/д транспорта

Формальный срок завершения третьего этапа реформы железнодорожного транспорта - 2010 год. О том, какие задачи уже удалось решить, с какими проблемами столкнулись железнодорожники и что еще предстоит сделать, рассказал президент ОАО РЖД Владимир Якунин. «В чем цель реформы? Проявить радикальность экономического подхода или добиться поставленных государством целей? Скорее все-таки второе». Государство ставит нас в неловкую ситуацию. С одной стороны, как менеджеры коммерческой структуры, мы отвечаем за максимизацию ее экономической эффективности. С другой стороны, нам пришлось в формулировке миссии компании записать, что ее основная задача - обеспечить интересы развивающейся экономики страны грузовыми перевозками. Это задача государственная. А раз так, то мы и обращаемся к государству с просьбой определиться с объемом поддержки отрасли на развитие инфраструктуры, приобретение локомотивов, вагонов, на зарплату и соцподдержку работников. Должна появиться новая модель рынка, мы уже занимаемся этим совместно с Минтрансом и другими органами государственной власти. Должна быть устранена тарифная разница между инвентарным и приватным парком, например, путем создания второй грузовой компании. Сохранять текущую ситуацию нельзя. Все вагоны должны быть одинаковыми, тогда будет рынок. Помните, все боялись: сейчас создадут Первую грузовую, она всех выкинет с рынка? Оказалось - ерунда! Теперь другая напасть. Грузовладельцы все поняли и говорят: давайте инвентарный парк, особенно если на далекий экспорт. Необходимо покончить с перекрестным субсидированием как внутри грузовых перевозок, так и между грузовыми и пассажирскими: государство должно взять на себя ответственность за дотирование последних. Есть менее стратегические вещи: повышение эффективности работы компании и ее менеджмента, освобождение его от нагрузки, несвойственной коммерческой структуре. Но это потребует большего времени. На протяжении всего этого года у нас работает инвестиционный комитет, и мы включали в инвестпрограмму только реально эффективные и необходимые проекты. Потребностей и задач ведь гораздо больше. Мы продолжали активную работу на западном финансовом рынке. У нас сложился очень неплохой авторитет в этой среде. Но уже понятно, что придется временно отказаться от размещения евробондов, а это минус $2 млрд. Значит, придется сокращать расходы и инвестиции. Компания переживет это, но произойдет снижение темпов реновации и модернизации железных дорог со всеми вытекающими последствиями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
КоммерсантЪ29.10.2008"Реформа происходит в головах"