10-10-13 / 2013
Новости отрасли
Президент АФК "Система" предлагает заниматься приватизацией не РЖД, а их активов

Президент АФК "Система" Михаил Шамолин предлагает активнее заниматься приватизацией не ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), а активов монополии.

"За любым привлекательным активом, если он будет выставлен на продажу, сразу выстроится очередь инвесторов - вы только продайте. Не надо продавать (акции - ИФ) РЖД на свободном рынке, продайте локомотивы, вагоноремонтные депо, продайте "Вторую грузовую компанию", и у вас будет масса желающих, и очень высокие цены заплатят, я не сомневаюсь", - заявил топ-менеджер на форуме "Эксперт 400" в среду в Москве.

Как сообщалось ранее, правительство РФ планирует продать до 25% уставного капитала монополии. Сделка по продаже 5% акций компании может состояться в 2014 г. Предполагается, что пакет купят государственные фонды (например, Пенсионный фонд РФ или Фонд национального благосостояния), при этом РФ останется бенефициаром 100% акций РЖД (средства планировалось направить на развитие БАМа и Транссиба). Вторая стадия приватизации ожидается не ранее 2015-2016 гг. в форме IPO.

При этом, в соответствии с планом реформы ж/д отрасли, утвержденной в начале 2000-х гг., "Российские железные дороги" должны были активно выходить из бизнеса, не связанного с управлением и развитием инфраструктурой ("Есть позиция, ранее определенная, что "Российские железные дороги" должны концентрироваться на инфраструктурном бизнесе", - говорил в этой связи вице-премьер РФ Аркадий Дворкович). Президент монополии Владимир Якунин в интервью "Интерфаксу", правда, заявлял, что "никогда и ни в каких моделях реформирования РЖД не рассматривались в конечном итоге как чисто инфраструктурная компания".

Сейчас глава РЖД настаивает на том, чтобы создать "компанию, в которую включается инфраструктура, тяга и логистическая деятельность", сохранив в ведении монополии управление тяговым подвижным составом, хотя об интересе к этому бизнесу уже несколько лет говорят независимые владельцы вагонов. В итоге "частники" пока не могут выйти со своими локомотивами даже на локальные маршруты, а В.Якунин крайне негативно относится к либерализации этого сегмента, несмотря на большую изношенность и заметный дефицит этого подвижного состава на ж/д сети.

Окончательную приватизацию вагонного бизнеса РЖД, сейчас представленного ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, бывшее ОАО "Вторая грузовая компания"), также не планируется проводить ранее 2015 г. Правительство РФ пока решило сохранить оператора в собственности РЖД для решения проблем с обеспечением грузоотправителей вагонами, хотя еще при его создании в 2010 г. обозначалась задача в течение двух лет подготовить компанию к IPO. В.Якунин же пока заявляет, что предпочел бы "никогда" не приватизировать оператора.

При этом о желании приобрести оператора, являющегося вторым по объему парка после ОАО "Первая грузовая компания", уже в том или ином ключе высказывались представители сразу несколько ж/д холдингов, в том числе и "Система".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.10.13Президент АФК "Система" предлагает заниматься приватизацией не РЖД, а их активов