03-10-21 / 2021
Новости отрасли
Прейскурант раздора

Участники рынка обеспокоены возможным банкротством угольных предприятий Украины из-за увеличения цен на перевозки

Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) 23 сентября направила письма премьер-министру Украины Денису Шмыгалю и министру инфраструктуры Украины Александру Кубракову с просьбой отозвать проект приказа о дополнительном повышении тарифов на железнодорожные перевозки грузов 1-го класса. Соответствующее предложение разработало Министерство инфраструктуры Украины (МИУ). Ведомство предлагает с начала следующего года увеличить коэффициент на перевозку грузов 1-го класса на 9%. Авторы документа полагают, что мера поможет сократить перекрестное субсидирование перевозок между видами грузов. Участники рынка считают иначе: дополнительное увеличение стоимости перевозки может привести к большим финансовым потерям угольных предприятий и, как следствие, их закрытию.

Проект приказа МИУ о повышении тарифов для грузов 1-го класса с января следующего года опубликован 9 сентября и является дополнением к действующему с 17 августа постановлению ведомства о поэтапном увеличении коэффициента на перевозку грузов 1-го и 2-го классов.

Так, с середины августа тариф на перевозку грузов 1-го класса уже увеличился на 8% – до коэффициента 1,831. Согласно действующему постановлению МИУ, с 1 января 2022 года соответствующий показатель повысится еще на 20,4% – до коэффициента 2,204. Новый проект приказа ведомства, опубликованный в сентябре, подразумевает дополнительное увеличение тарифа для грузов 1-класса с начала следующего года еще на 9% – до коэффициента 2,402. К таким грузам относятся железная руда, уголь, минеральные удобрения, цемент и огнеупорное сырье.

В пояснительной записке к проекту приказа МИУ отмечено, что соответствующее решение поспособствует более ускоренному уменьшению перекрестного субсидирования между видами грузов. При дополнительном увеличении стоимости перевозки грузов 1-го класса АО "Укрзализныця" (УЗ) получит 2,3 млрд грн (около 74 млн евро) в 2022 году. На эти средства компания сможет осуществить реконструкцию инфраструктуры, тяговых подстанций и устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также модернизацию подвижного состава.

При этом участники рынка заявляют, что предложение министерства приведет к большим финансовым потерям угольных предприятий и экономики страны в целом. Против решения ведомства, в частности, выступила ФРТУ.

В обращении федерации к премьер-министру и министру инфраструктуры говорится, что "в случае принятия нового проекта приказа железнодорожные тарифы для таких чувствительных грузов, как уголь, цемент, руда, удобрения, вырастут на 31,2% с 1 января 2022 года, а суммарно с 17 августа 2021-го – на 42%".

"Такое повышение монопольных железнодорожных тарифов будет беспрецедентным на Украине. Это может привести к росту задолженности по заработной плате или даже к закрытию нескольких украинских угольных предприятий, которые сегодня и так находятся в очень затруднительном положении (на рынке наблюдается снижение добычи промышленного угля. – Ред.), – отмечено в письме ФРТУ. – Кроме этого, рост стоимости перевозок сделает нерентабельными экспортные отправки в условиях падения цен, что может привести к сокращению производства и экономическому спаду в стране".

О том, что очередное увеличение тарифов УЗ станет финансовым ударом для угольной отрасли, также заявил председатель профсоюза работников угольной промышленности Украины Виктор Турманов. По его словам, регулярное повышение стоимости перевозки в том числе не приводит к улучшению качества предоставляемых услуг.

"На складах скапливается уголь, который необходимо транспортировать, при этом УЗ постоянно задерживает поставку вагонов", – добавил Виктор Турманов.

В своих обращениях ФРТУ отметила, что после вступления в середине августа в силу постановления МИУ об увеличении тарифов качество железнодорожного сервиса ухудшилось.

"Впервые за последние полтора года УЗ оказалась не в состоянии выполнить собственные заявленные планы перевозок. На фоне повышения тарифов грузовладельцы вынуждены мириться еще и с замедлением или даже невозможностью доставки грузов, а это срыв контрактов и увеличение расходов. О негативных операционных процессах в железнодорожном предприятии ярко свидетельствует рост оборота полувагона в августе 2021-го по сравнению с июлем на 16% (до 7,1 суток). В первой половине сентября ситуация с грузовыми железнодорожными перевозками на Украине продолжает ухудшаться", – говорится в письме.

По словам генерального директора Федерации работодателей транспорта Украины Владимира Гусака, прежде чем предлагать очередное увеличение тарифов, МИУ необходимо провести реформирование УЗ согласно утвержденной Национальной экономической стратегии Украины – 2030, а не перекладывать проблемы компании на бизнес.

"Для преодоления кризиса железнодорожных перевозок необходимо, в частности, назначить компетентный наблюдательный совет, мотивированных председателя и членов правления УЗ, уменьшить налоговую нагрузку на компанию, преодолеть коррупцию и внедрить комплексную программу повышения операционной эффективности предприятия", – отмечено в письме ФРТУ.

Отметим, что недовольство участников рынка, вызванное решением МИУ увеличить стоимость железнодорожных перевозок, наблюдалось еще до вступления в силу действующего постановления.

Так, в середине июля Федерация металлургов (ФМУ) и Профсоюз металлургов и горняков Украины (ПМГУ) направили официальное письмо президенту страны Владимиру Зеленскому с просьбой отозвать проект приказа о поэтапном повышении тарифов. Согласно обращению стремительное повышение тарифов приведет к дополнительным расходам всех грузовладельцев – в 2021 году они потеряют 2 млрд грн (62 млн евро), а в 2022-м – уже 10 млрд грн (312 млн евро).

Председатель ПМГУ Александр Рябко сообщил "Гудку", что УЗ в первую очередь стоит сосредоточиться на проведении внутренних реформ, сокращении текущих расходов на дизельное топливо и электроэнергию и на избыточной финансовой нагрузке, а также на поиске внутренних резервов компании. "Все инициативы улучшат финансовое состояние УЗ и без повышения тарифов на грузовые перевозки", – добавил он.

Тем не менее официальные обращения представителей рынка не изменили ситуацию, и 17 августа проект приказа МИУ вступил в силу без изменений.

"Инициированное нами повышение является крупнейшим в истории независимой Украины в абсолютных показателях. Это решение, над которым последние два месяца работали все члены новой команды Министерства инфраструктуры, – ранее заявил Александр Кубраков. – Многочисленные предубеждения, которые высказывались в медиа и экспертами по отстаиванию еще чьих-то, кроме государственных, интересов, оказались безосновательными. На фоне ужасной коррумпированности УЗ и нулевых капитальных инвестиций в инфраструктуру мало что могло заставить бизнес поддержать повышение тарифов".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152003.10.2021