08-04-13 / 2013
Новости отрасли
Предварительный виртуальный прогон избавил бы производителя от неоправданных затрат

Как уже сообщалось, Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте приостановил действие сертификата соответствия на тележки грузовых вагонов модели 18-9836 Motion Control «до устранения выявленных несоответствий установленным техническим параметрам».

Тележки этой модели называют американскими. Они производятся по разработанной в США технологии и спроектированы для эксплуатации в значительно более мягких условиях, чем в России. Компания-разработчик - Amsted rail, изготовитель опытной партии - ЗАО "Промтрактор-Вагон".

Во время подконтрольной эксплуатации тележки дважды осматривала комиссия ведущих специалистов-вагонников. Оба раза документировался сверхнормативный износ колпаков скользунов. Также обнаружены изломы чаши подпятников.

При незначительном по сравнению с эксплуатацией километраже (на момент первого осмотра около 36 тыс. км) найденные дефекты вызвали в профессиональном сообществе серьезные споры. Встал вопрос, насколько вообще американские тележки допустимы в российских условиях. Специалисты из ПГУПСа отмечают, что функция колпаков скользунов - увеличение момента трения на повороте тележки под вагоном. И если этот элемент "сточится", будет нарушена плавность хода. Что не критично. Но при неполадках чаши подпятника тележку под вагоном может заклинить. И тогда возможен сход.

Как отметили на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство" МИИТа, Motion Control не соответствует российскому госстандарту. И даже сцеплять "американцев" и "русских" будет проблематично. "В теории это сделать можно, но на кривой они могут разойтись. Вероятность этого может повыситься, например, когда один вагон будет на возвышенности, а другой нет", - отметил профессор МИИТа Петр Анисимов. По его словам, не стоит механически перенимать технику государств, где климат не схож с российским. Так, подвижной состав США может быть совсем не подготовлен к резким перепадам температуры или к изношенной путевой инфраструктуре.

А действительный член РАН по специальности "механика" Ирина Горячева считает, что вся беда в том, что перед началом производства опытной партии не были сделаны соответствующие теоретические расчеты. "Нужно развивать имитационные модели. Сразу создавать опытную партию и бросать ее в эксплуатацию нерационально", - отметила академик. По словам Ирины Горячевой, если бы ученые, занятые внедрением американской тележки в России, прогнали бы ее по "виртуальному пути", они увидели бы все проблемные места. Скажем, если в тележке отсутствует амортизатор - математическая модель показала бы появление серьезных ударных нагрузок, как следствие - ранний усталостный износ, разрушения и изломы. Эксперт убеждена: разработка математических моделей значительно дешевле и быстрее натуриспытаний. Если оперировать ими, то разработчик избежал бы тех трат, которые понес при создании несовершенных тележек. А так, возможно, он лишь создал целую партию (70 вагонов) не совсем пригодной к эксплуатации в российских условиях техники.

Генеральный директор Amsted rail в России и СНГ, много лет работающий в нашей стране, Маркус Монтенекурт выступил в защиту американских технологий вагоностроения. По его словам, ломаются на магистралях ОАО "РЖД" именно литые детали тележек, произведенные непосредственно на российских предприятиях. "Тележка "Motion Control", напротив, может работать с гораздо более высокими нагрузками - 30, 32 и даже 40 тонн на ось в условиях Аляски и Заполярья, в Швеции и в Норвегии с межремонтным пробегом в 1-1,5 млн километров. Да и в России за 14 месяцев подконтрольной эксплуатации у 70 полувагонов на этих тележках в условиях Западно-Сибирской и Южно-Уральской дорог реальных проблем и отцепок в текущей ремонт не было ни одной", - сообщил "Гудку" Маркус Монтенекурт.

По его словам, эксперты Федерального агентства железнодорожного транспорта и Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, осматривавшие тележки Motion Control, высказывали претензии не к конструкции, а к качеству изготовления ее отдельных элементов (вкладышей и подпятников), а также монтажу скользунов при сборке тележек и вагонов. По его мнению, здесь прослеживаются недоработки со стороны изготовителя опытной партии - ЗАО "Промтрактор-Вагон". "Устранение указанных Регистром недоработок - задача производителя и тележки, и вагонов, а не разработчика. То есть в практическом плане Amsted rail нужно только подкорректировать документацию, а изготовителю вагонов - привести в соответствие с ней свой технологический процесс", - заключил Маркус Монтенекурт.

При этом он добавил, что корректировка конструкторской документации требуется не для ужесточения, а, наоборот, "ослабления" повышенных требований американских железных дорог к более широкому диапазону допусков в России. Ведь сегодня даже обнаруженный у тележек Motion Control повышенный износ (от нуля до 0,8 мм) повышенным является только по отношению к американским стандартам, но в то же время он в три-четыре раза меньше российских нормативов (3 мм).

Поинтересовались мы, разумеется, и мнением по этому вопросу руководства ЗАО "Промтрактор-Вагон". Но исполнительный директор Александр Тен сказал нам буквально следующее: "Если академики и профессора уже все сказали, зачем спрашивать что-то у меня? Прошу мне больше не звонить по этому поводу".

Можно и не звонить, конечно, только вот выиграет ли от этого дело производства новой тележки, большой вопрос.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.04.13Польза имитации